Про детские и подростковые страхи - Психолог в СПб

Перейти к контенту

Главное меню:

Про детские и подростковые страхи

Статьи автора > Детская психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу.

Страх - одна из самых значимых в жизни ребёнка эмоций, которая свидетельствует либо о нормальном развитии ребёнка, либо о том, что с ним что-то не так. Наличие определённых страхов в определённые возрастные периоды говорит о благоприятном развитии ребёнка. Однако, когда страхов слишком много или они очень сильны, речь идёт уже о патологии страхов, как правило неврозе страха. При этом полное отсутствие страхов также очень тревожный сигнал. Возможно реальная жизнь этого ребёнка наполнена родительскими ссорами и конфликтами, кто-то из родителей частенько предстаёт перед ним как пьяное чудовище, поэтому и сказочные персонажи, олицетворяющие мертвецов (кощей, зомби), которых ребёнок в норме должен бояться в дошкольном возрасте, уже не страшны. Итак, все детские страхи психологи разделяют на возрастные и патологические, и анализ страхов прекрасная диагностика психического состояния ребёнка.


ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. От рождения до 3-х лет страх остаться одному без мамы, присутствие которой создаёт ощущение безопасности. От 7 мес. До 1-2 лет к этому страху присоединяется страх незнакомых людей. От года часто встречается боязнь глубины и высоты. От 3-х лет и на протяжении всего дошкольного периода основной нормативный страх страх темноты. От 5-ти лет к нему добавляется страх смерти. Весьма распространён в дошкольный период страх сказочных персонажей. При этом если у ребёнка сильная боязнь Бабы-Яги, значит его мать ведёт себя с ним слишком сурово, и он побаивается её агрессивных выпадов. Очень сильный страх волка свидетельствует о страхе ребёнка перед отцом.
Группа страхов: смерти родителей, исчезновения родителей, увечий, пожара, утонуть, стихийных бедствий, крови
производная от страха смерти основного от 5 и до 7-8 лет.
Природа всех вышеперечисленных страхов инстинктивная, их объединяет стремление к безопасности и сохранению своей жизни, поэтому если они чрезмерно сильны и не проходят по мере взросления ребёнка, значит в безопасности он себя не ощущает и испытывает воздействие психотравмирующих обстоятельств.
В 7 лет у ребёнка происходит так называемое социальное рождение. Он идёт в школу и теперь его жизнь связана с тем, как его деятельность оценивают окружающие люди. Появляются новые страхи: страх получить плохую оценку, опоздать в школу, страх отвержения со стороны сверстников.
В подростковом возрасте преобладают страхи, связанные с изменениями тела, например, полноты, страх быть «белой вороной» или наоборот, быть как все, боязнь одиночества, не найти парня или девушку, страх предательства и потерять друга, смерти своей и/или родителей.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАХИ

Патологический страх это страх, который не проходит с развитием и взрослением ребёнка, например, ребёнок в 10 лет продолжает бояться темноты, либо возрастной страх, например, пожара или сказочных персонажей в дошкольном возрасте очень сильный и ребёнок от него по-настоящему страдает, страх от психотравмы или как следствие невроза.
Усиливать детские и подростковые возрастные страхи могут: природная предрасположенность (дети с меланхоличным темпераментом: боязливые, тревожные, впечатлительные и ранимые, с низкой самооценкой, сильным воображением), психотравмирующие события, например, смерть близкого человека или животного, конфликты, ссоры в семье, отсутствие чёткого режима дня, непредсказуемость в поведении родителей или их развод, рождение младшего братика или сестрёнки, различные представления о добре и зле со стороны воспитывающих ребёнка взрослых, споры по поводу системы воспитания со стороны близких. Всё это не создаёт ощущения безопасности мира, усиливает негативные эмоциональные состояния, и возрастные страхи легко перерастают в патологические.
Важно отметить что у жителей больших городов, как маленьких, так и больших, страхов существенно больше (по норме в 2 раза), чем у жителей деревень и провинции.
Патологический страх
это и страх при неврозе, а также страх в результате психотравмы, например, ребёнка бросили в воду бассейна в 4 года, он сильно испугался и у него на долгие годы сохранился страх плавать в бассейне, в природных водоёмах или в ванне. Патологических страх может возникнуть от увиденных ребёнком сцен насилия (новости по телевизору, внутрисемейные драки, агрессивные мультики, фильмы и игры).
Самый мощный фактор в возникновении патологического страха
неспокойная семейная обстановка, лишённая семейных радостей и счастья. Грубо говоря, эмоциональные напряжения домашних, выяснения отношений при детях, наличие любовных связей на стороне у родителей, когда они в браке.
Невроз страха возникает как следствие психотравмы, неверного стиля воспитания, излишней критики, социальных стрессов, запугиваний, школьных перегрузок, противоречивых требований к ребёнку. При возникновении этого заболевания обязательно обращение к психологу или психотерапевту. Подходящими методами здесь являются анималотерапия, сказкотерапия, арттерапия, в том числе и песочная, телесная терапия. При этом родителям нужно быть готовым к тому, что придётся уделять время своему ребёнку, и в корне переметить стиль воспитания.

ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ

Узнать о подростковых страхах родителям фактически невозможно. Если они есть, первое, что делает подросток, это не стремиться от них избавиться, а предпринимает всё, чтобы о них никто ничего не узнал. Самый основной страх это страх изменений своего тела. Нет ни одного подростка, который с этой стороны сам себе нравился. Случаи булимии, анорексии, пирсинг, тату и другие членовредительства - всё это свидетельства страха перед собственным телом и неконтролируемыми изменениями с ним. Такие страхи существенно легче предотвратить, нежели пытаться от них избавиться. Лучшей профилактикой будут доверительные отношения родителей со своими детьми и подготовка к тем изменениям, которые непременно произойдут у ребёнка в подростковом возрасте. Девочкам необходимо владеть всей информацией о менструации, начиная с 10,5 лет (месячные часто наступают в 11 лет), при этом ничего негативного из уст матери о месячных, зачатии и родах девочка слышать не должна. Это всё и делает её женщиной и даёт возможность рожать. Болевые симптомы нужно объяснять, как физиологические. Девочка должна владеть информацией о том, как их снимать, причём не только медикаментозно. Маме обязательно нужно рассказать, как начнут расти волосы, там, где их раньше не было, появятся прыщи, увеличиться грудь, объём бёдер и вес. Объяснить, как можно делать депиляцию, поведать о системе рационального питания, которая в отличии от диет, поможет сделать красивыми кожу, волосы, зубы и ногти, как ухаживать за кожей, чтобы прыщей было меньше, как важно не начинать курить и употреблять алкоголь худшего зла для женщины быть не может. Все эти важные вещи девочке необходимо узнавать от своей матери, а не из рекламы и др. СМИ, интернета и подружек, тогда и никаких страхов, связанных с изменениями своего тела и дисморфобии не будет. Кроме того, маме необходимо подчёркивать в разговоре с растущей девочкой, что она всегда может обратиться к ней за помощью, и мама будет первым человеком, который её здесь поддержит и даст всё необходимую информацию. Все эти беседы необходимо корректно проводить с 10 летнего возраста.
Также и мальчику с 12-летнего возраста необходимо владеть информацией о тех физиологических изменениях, которые будут с ним происходить. Недопустимо получать эти сведения из уст матери. Всё должно быть рассказано только отцом или другим мужчиной, к которому ребёнок хорошо относится.
Страх быть «белой вороной» и страх отвержения
страхи, связанные со взаимоотношениями со сверстниками (самое важное в подростковом возрасте), нередко доводящие до суицида. Лучшая здесь профилактика доверительные отношения с родителями и наличие всепоглощающего хобби и многочисленных интересов. При этом компьютерные гаджеты, соц.сети усиливают подростковую изоляцию и эту проблему, сводя её решение на нет.
Все страхи, связанные с неприятием своего тела усиливают обусловленная любовь родителей, когда любят за что-то и непопулярность среди сверстников, психотравмирующие обстоятельства (ссоры или развод родителей, их пьянство).
Испытывая страх смерти подростки могут пытаться его контролировать и неоправданно рискуют жизнью. Изоляция от сверстников, отсутствие взаимопонимания со стороны родителей усиливают страх смерти. Доверительный разговор со взрослым человеком на тему смерти и ответы на все мучающие вопросы существенно смягчают напряжение и тревогу, связанные с этой темой. Важной мыслью в этом разговоре должно быть то, что смерти нужно не бояться, а по-особому ценить свою жизнь и беречь её, страх перетрансформировать в заботу о своём здоровье. Все мы когда-нибудь умрём, но нужно думать не об этом, а приносить пользу людям, реализовывать свой потенциал, прожить свою жизнь так, чтобы об этом не сожалеть в глубокой старости.
Одним из способов преодолеть страхи смерти является забота о животных.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАХОВ. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Определить источник травматизации и стресса ребёнка и ликвидировать его.
Режим дня с ограничением умственных нагрузок.
Полное отсутствие скандалов при ребёнке, все скрытые конфликты также необходимо разрешить.
Если у Вас с ребёнком или с его сиблингом напряжённые отношения - обойдитесь без ора.
Максимум поездок за город и прогулок на свежем воздухе.
На уроки отводите немного времени, но приучайте ребёнка делать их сконцентрировано, по таймеру и обязательно через 40 мин. работы - перерыв 10 мин., а в выходные обязательно ездите за город на прогулку или в океанариум, дельфинарий, интерактивный зоопарк, ботанический сад, желательно выбирать время, когда в этих местах не будет много народа.
Откажитесь от компьютерных игр, замените их общением с животными, чтением книг, художественным творчеством (лепка из пластилина, теста, глины, рисование красками, гуашью, пастелью, графика карандашом и т.д.), слушать музыку, ходить в театр и музеи (без страшилок).

Установите доверительные отношения со своим ребёнком/подростком. Будьте очень внимательны к его переживания. Если у ребёнка есть возможность выговориться на мучающие его темы, страх становиться меньше. Но для этого он должен чувствовать полное принятие в своей семье.
Расскажите ребёнку\подростку как Вы сами в детстве справлялись со своими страхами, пытались наладить отношения с друзьями и родителями.
Примените с ребёнком следующую технику: нужно закрыть глаза, представить то, что боишься, а потом уменьшать это изображение до точки. Так нужно делать 3 раза в день - две недели.
Попросите ребёнка нарисовать все свои страхи, каждый на отдельном листе. Потом порвите, сожгите, а пепел пусть он развеет на улице. Для детей это часто становиться занимательной игрой, страхи обязательно уменьшатся.
Попросите ребёнка нарисовать себя в 3-х зеркалах. В первом пусть он предстанет как маленький и всего боящийся, во втором
большим и весёлым, а в третьем сильным и смелым. На каждое зеркало свой лист. Спросите ребёнка: какое изображение ему больше нравиться? Почему? Как сделать так, чтобы ничего не бояться?
Попросите нарисовать город смелых. Его можно и слепить из глины, теста пластилина. Все герои в этом городе обязательно успешно сражаются со своими страхами: кто-то только начал сражаться, а кто-то уже победил свой страх.
Побалуйте ребёнка частым тактильным контактом. Сделайте ему массаж, поплавайте вместе с ним в водоёме, почаще поглаживайте по плечикам, голове, спине.
Эффективным является метод систематической десенсибилизации. Суть его в постепенной смене эмоционального отношения к травмирующей ситуации. Допустим Ваш ребёнок боится плавать. Вначале Вы показываете ему картинки с изображением воды, потом, когда ребёнок спокойно на это реагирует, показываете картинки как дети плавают, потом, когда он не тревожиться, глядя на эти картинки, показываете бассейн, дальше следующий этап можно понаблюдать, как плавают другие дети. Здесь основной принцип, чтобы ребёнок, постепенно приближаясь к пугающей его ситуации, прекращал испытывать страх. Потом он может уже прикоснуться к воде в бассейне, и в конечном итоге залезть в воду, а потом и плавать.
Другой метод заключается в наблюдении ребёнка за тем, как другие люди находятся в пугающей его ситуации и постепенном преодолении своего страха. Допустим, он боится собак. Вначале ребёнок учиться без страха наблюдать как собаку кормят другие люди, потом учиться без страха находится рядом с этими людьми, когда они кормят собаку, подаёт им корм. В конечном итоге, он сам без страха её кормит.
В тех ситуациях, когда страхи не исчезают, необходимо обращение к психологу.
Не смотрите, как Ваше чадо терзается страхами. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Далее - коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или у специалиста). Подробности на страничке "Услуги детского и подросткового психолога".

Резюмируя, скажу следующее, страх эмоция, без которой жизнь нормально развивающегося ребёнка или подростка просто невозможна. Однако, если страх силён и причиняет ребёнку сильное беспокойство или страдания, обязательно необходимо сделать всё возможное, чтобы он обрёл душевное спокойствие и его детство или отрочество стало по-настоящему счастливым.

Храмченко Надежда
09.10.2014

Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

КОММЕНТАРИИ

Комментариев нет

ОДИНОЧЕСТВО РЕБЁНКА

Для развития ребёнка нет ничего ужаснее. чем ощущать себя никому ненужным, покинутым и заброшенным...

РЕБЁНОК-ЛЕВША. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Среди левшей много одарённых людей. Однако, чтобы не совершить роковых ошибок в воспитании детей-левшей, их родителям нужно знать очень много...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ЛЕВШЕЙ ОЧНО ИЛИ ПО СКАЙПУ
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.
Бесплатный выезд на дом
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика