Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться - Психолог в СПб

Перейти к контенту

Главное меню:

Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться

Статьи автора > Детская психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу.

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

О гиперактивности ребёнка ведётся самое большое количество споров специалистов среди всех детских проблем. Гиперактивность с СДВГ диагноз, синдром, нарушение адаптации ребёнка в коллективе или просто личностная особенность, сильно мешающая жить взрослым?
Большая часть российских специалистов сходятся в мысли, что СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)  
это психоневрологическое расстройство, связанное с ММД (минимально мозговой дисфункцией). Это медицинский диагноз, который может поставить либо педиатр, либо детский невролог, либо детский психиатр в возрасте от 7 лет. До этого возраста у ребёнка могут быть все симптомы гиперактивности, но их затруднительно выделить в синдром, поставить диагноз, ведь маленьким детям очень свойственна подвижность, чем они активнее, тем для их развития лучше, и внимание у детей отличается неустойчивостью и быстрой переключаемостью. Опасность здесь, прежде всего в том, что у гиперактивных детей нервная система легко истощается от чрезмерного возбуждения, и родителям важно знать, как воспитывать таких детей, чтобы у них была возможность вовремя восстановиться и наладить работу своей нервной системы.
Гиперактивность
синдром, включающий три симптома:
- очень высокая активность, непоседливость, гиперактивный ребёнок всё сметает на своём пути, вокруг него всё падает, рушиться, разбивается;
- невозможность длительно удерживать внимание (становится очевидным в детсаду и в школе во время обучающих занятий);
- высокая импульсивность (не успеете задать вопрос вам уже дают ответ, ребёнок не может дослушать до конца, перебивает, сниженный самоконтроль над эмоциями).
Современное российское общество и образование любит послушных детей, поэтому так трудно детям с СДВГ адаптироваться в социальной среде. Они сразу сталкиваются с непониманием, осуждением. Формируется вторичная симптоматика СДВГ
низкая самооценка. Детям и подросткам с СДВГ нужен особый подход в обучении, а в России нет специальных групп и классов для детей с СДВГ в школах и в детских садах. Тем не менее, детей с СДВГ с гиперактивностью в России от 5-30 %.

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С СДВГ

СДВГ связан с поражением базальных ганглиев структур головного мозга, отвечающих за торможение, ребёнок возбуждается, а успокоиться, переключиться, затормозить уже не может. В результате социальная адаптация становится крайне затруднительной, поскольку образовательная среда требует послушания, соблюдение правил, следование образцу, спокойного «хорошего поведения». Для гиперактивных детей такое просто невозможно. В результате часто они становятся ненавистны педагогам детских садов и школ. Те постоянно жалуются их родителям с требованием изменить ситуацию, родители водят детей по врачам, психологам, пытаясь убрать синдром, но поскольку СДВГ не излечим, хотя это не болезнь, а набор симптомов, родители начинают ощущать свою беспомощность. Гиперактивные дети изнемождают родителей импульсивным поведением и сверхподвижностью. Под педагогическим прессингом измученные постоянным стрессом от непосильной нагрузки родители  подвергаются эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание характеризуется рядом симптомов, среди которых основные:
- эмоциональное истощение,
- деперсонализация (отрешённость от себя и от мира),
- на фоне эмоционального истощения снижение способности заботиться о своём ребёнке и помогать другим людям.


ПОДРОСТКИ И СДВГ

Принято считать, что гиперактивность и синдром дефицита внимания изживают себя в подростковом возрасте, сами проходят, и родители забывают об этой напасти как о кошмарном сне. По факту прогноз не столь благоприятен. Педагоги, врачи и родители обязательно должны обращать внимание на повышенную двигательную активность ребёнка, сниженное внимание, чрезмерную возбудимость нервной системы и проблемы с её быстрым торможением. Синдром должен вовремя диагностироваться, в ряде случаев (очень противоречивый вопрос) сопровождаться приёмом медикаментов. Но главное, гиперактивным детям с СДВГ необходимы качественные психолого-педагогические коррекционные программы для того, чтобы их социальная адаптация прошла успешно, эмоционально-волевая и познавательная сферы развивались гармонично, способности, которых у гиперактивных немало, нашли применение в обществе. Родителям и педагогам необходимо следовать рекомендациям психологов (см.ниже) при взаимодействии с такими детьми, поскольку они - в группе риска по отклоняющемуся (девиантному) поведению. Если не принять меры в детстве - серьёзные проблемы в подростковом возрасте неизбежны. В подростковости чрезмерная активность и суетливость могут существенно снизится, однако при этом возможно усилиться подростковая лень и снизится учебная мотивация, поведение будет продолжать характеризоваться импульсивностью и слабым самоконтролем. При неправильном подходе к гиперактивным детям в подростковости они могут стать чрезмерно агрессивными, совершать правонарушения, испытывать трудности в общении со сверстниками и в обучении (трудности с концентрацией и удерживании внимания сохраняться) на фоне сниженной самооценки.
О психолого-педагогических мероприятиях с детьми с СДВГ написано ниже.
При верном подходе к гиперактивным детям ко взрослой жизни от синдрома не останется и следа. Тем не менее, для некоторых взрослых, бывших гиперактивными в детстве, характерны трудности в отношениях, создании семьи, эмоционально-волевой регуляции (импульсивность со слабым самоконтролем). Они могут часто менять работу и переезжать на новое место жительства.


КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

У гиперактивных детей часто низкий эмоциональный контакт со своими матерями, из-за того, что матери гиперактивных традиционно используют критику, повышенный контроль, наказания в воспитании. Для того, чтобы исправить ситуацию нужно как можно чаще поддерживать  зрительный контакт с ними, использовать тактильный контакт (прикасаться к плечу, погладить по руке, по голове, спине), интересоваться их взаимоотношениями со сверстниками, проблемами в детсаду и в школе, всегда быть готовой позитивно отреагировать на их вопросы, хвалить за малейшие достижения, не шпынять, подчёркивать, что усилия и старания важнее результата. Уделяйте ребёнку как можно больше внимания, чтобы он не чувствовал себя покинутым, брошенным и отверженным. Будьте в курсе всех его страхов, тревог, переживаний. Выслушивайте всё, что Ваш ребёнок говорит по этому поводу. Гиперактивным свойственны нарушения в эмоциональной сфере, так что держите руку на пульсе и обращайтесь к психологу за диагностикой и рекомендациями.
Не лишними будут и психолого-педагогические коррекционные занятия. В последние годы большой популярностью пользуется развитие интеллектуальных, музыкальных способностей ребёнка в специальных центрах развития детей. Гиперактивные тоже нуждаются в специальных занятиях. У них три вектора:
-развитие внимания,
-развитие эмоциональной сферы, работа с импульсивностью и выработка самоконтроля,
-повышение самооценки.
Обязательно реализуйте повышенную активность ребёнка. Прекрасная возможность для этого - спорт: плавание, езда на велосипеде, катание на коньках. Однако есть одно
«но»: гиперактивные часто получают травмы, так что не требуйте от ребёнка достижения высоких результатов в спорте. Спорт для «Гиперов» - необходимый выплеск энергии.
Если Вы собираетесь идти в театр, в музей или в учреждение
заранее обсудите с ребёнком, что вас ждёт, что вы будете делать, и как ему нужно будет себя вести. Выработайте совместно поведенческие правила (что можно, а что нужно избегать - объясните ребёнку - почему). Полезна жетонная система. За каждое соблюдённое правило выдавать жетон и хвалить, если не получилось поддерживать, что всё получиться в следующий раз и главное стараться. На сумму накопленных жетонов приобретать подарок.
Занятия в школе, дома и детсаду нужно дробить на части, каждые 10 мин. делать пальчиковую гимнастику (есть у Лютова Е.К., Мониной Г.Б.
«Шпаргалка для родителей») или проводить физкультминутку. Педагогу важно сажать гиперактивного на первую парту с очень спокойным соседом-отличником, стремиться к тому, чтобы его ничего не отвлекало, предотвращать приступы чрезмерной возбудимости и активности: как только Вы заметите, что сейчас «начнётся» - дайте гиперактивному задание: вытереть с доски, раздать тетради, проскакать на одной ножке по коридору и обратно.
Внимания у этих детей не хватает на выполнение длинных и трудных заданий: их нужно делить на части, и делать пошагово. Предоставлять выбор, использовать зрительную стимуляцию. Педагогу или родителю в процессе выполнения заданий нужно стараться быть экспрессивным, драматичным, чтобы удерживать внимание ребёнка, ведь эти дети очень любят всё новое и необычное. А вот в театр или в музей видите их, только если будете уверены, что они смогут
«взять себя в руки». Инструкции должны быть короткие, а требования к аккуратности снижены. Обучение обязательно должно носить позитивный характер. Занятия должны ребёнку доставлять удовольствие, быть интересными, необходимо, чтобы он чувствовал себя успешным в учёбе, тогда не будет проблем с учебной мотивацией в средней школе. Особое внимание дисциплине. Выработать её помогут упражнения на самоконтроль (см. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира ребёнка»), соблюдение правил, жетонная система, тренировка внимания, сдержанности, эмоциональности, выплеск в определённое время двигательной активности.
Не требуйте от ребёнка с синдромом СДВГ одновременно снижения активности, неотвлекаемости внимания и его концентрации, самоконтроля и снижение импульсивности. Если на данном этапе он старается сконцентрировать своё внимание и не отвлекаться - не ругайте его за повышенную суетливость и активность. В другой раз поставьте перед ним задачу быть спокойным, и тогда уже простите отвлекаемость, хвалите за малейшие успехи, дайте почувствовать себя успешным. Это называется поэтапная тренировка гиперактивных с СДВГ. Одно занятие тренируем сдержанность, но прощаем отвлекаемость и суетливость, другое
концентрацию внимания, но прощаем чрезмерную активность, третье самоконтроль и т.д., поскольку работать над разноплановыми проблемами для гиперактивного непосильная задача.
Для гиперактивных детей очень важно соблюдение режима, введение всевозможных правил, стереотипное поведение (если мы что-то сделали сегодня, то мы это делаем и завтра)
это их успокаивает и снижает расторможенность. Обязательно отдых и хороший сон, желательно максимально времени проводить на свежем воздухе за городом. Не рекомендуется бывать с ними в местах большого скопления людей, обучение также лучше проводить как можно в меньших группах идеальный вариант 5 человек. Психолого-педагогические программы (развивалки и тренинги) должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы (работа с агрессией, страхами, тревогами и др.) и самоконтроля, обучение поведения в конфликтных ситуациях, развитие внимания. Среди методов хороши: пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, игровая и арт-терапия.
Особенно нелегко детям с СДВГ в начальной школе с её повышенными требованиями к дисциплине, аккуратности, сосредоточенности внимания. Гиперактивные в эту схему явно не вписываются, им очень трудно адаптироваться в школьной жизни, тем более, что 7-9 лет
пик развития СДВГ с гиперактивностью. В этот период ребёнку нужно дарить много эмоционального тепла как профилактика чрезмерной агрессивности, страхов, развития тревожности, интересоваться всеми его школьными делами (учёбой и обязательно общением с одноклассниками и взаимоотношениями с учителями), оказывать помощь по малейшему запросу, проявлять тактильный контакт (см.выше), хвалить за малейшие достижения, бывать на всех родительских собраниях, активно участвовать в школьной жизни, наладить бесконфликтный контакт с учителями, чтобы они знали: да, вы делаете всё возможное, чтобы ваш ребёнок адаптировался в школе.
Гиперактивные лучше воспринимают спокойную ровную уверенную речь взрослого, чем грубые или визгливые крики агрессивного или срывающегося человека. В общении с ними нужно как можно больше позитива, хорошего, ласкового. Приучайте ребёнка к Вашему тихому, ровному, доброжелательному голосу, стремитесь с ним договориться, используя по-минимуму слова
«Нет» и «Нельзя». Учебные занятия или выполнение домашнего задания должны строиться по плану, повторяющемуся изо дня в день. Большие задания необходимо дробить на малые.
В заключении, могу сказать следущее: не нужно бояться детской гиперактивности.
«Гиперы», как правило - способные, талантливые дети с чутким сердцем. Беда только в том, что общество к ним не расположено, жить и развиваться в нём этим детям крайне трудно. Для полноценного развития и становления личности детей с СДВГ с гиперактивностью необходимо чуткое педагогически компетентное окружение, наблюдение врача и сопровождение психолога, а также поддержка и психологическая помощь родителям на них выполнение трудной задачи: вырасти гиперактивного ребёнка, помочь перерасти синдром. Родители могут обратиться ко мне за консультацией, чтобы не допустить эмоционального выгорания, восстановиться, наполниться новыми силами и приобрести педагогическую компетентность, чтобы вырастить своего непростого ребёнка. Она может быть очно, по скайпу или телефону. Вы можете записаться ко мне на приём по поводу трудностей у ребёнка. Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Далее - коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или у специалиста). Подробности на страничке "Услуги детского психолога".

Храмченко Н.С.
19.02.2014

Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

КОММЕНТАРИИ
1 комментарий
Средняя оценка: 115.0/5

Ольга
2015-07-14 21:25:54
Большое спасибо Вам за эту статью! Испытываю значительные трудности при воспитании гиперактивного ребёнка.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ЛЕВШЕЙ ОЧНО ИЛИ ПО СКАЙПУ
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.

Эмоциональное cгорание родителей гиперактивных детей

Родители, отдающие все свои силы и время своему чаду, рискуют эмоционально сгореть...

Агрессия у ребёнка, и от чего деруться дети

Агрессия - это сигнал того, что ребёнку плохо, на который взрослые должны обратить особое внимание...

Бесплатный выезд на дом
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика