Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться
Статьи автора > Детская психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присвоение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
О гиперактивности ребёнка ведётся самое большое количество споров специалистов среди всех детских проблем.
СДВГ – диагноз, синдром, нарушение адаптации ребёнка в коллективе или просто личностная особенность, сильно мешающая жить взрослым?
Большая часть российских специалистов сходятся во мнении, что СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это психоневрологическое расстройство, связанное с ММД (минимально мозговой дисфункцией).
Это медицинский диагноз, который может поставить либо педиатр, либо детский невролог, либо детский психиатр в возрасте от 7 лет. До этого возраста у ребёнка могут быть все симптомы гиперактивности, но их затруднительно выделить в синдром, поставить диагноз, ведь маленьким детям очень свойственна подвижность, чем они активнее, тем для их развития лучше, и внимание у детей отличается неустойчивостью и быстрой переключаемостью. Опасность здесь, прежде всего в том, что у гиперактивных детей нервная система легко истощается от чрезмерного возбуждения, и родителям важно знать, как воспитывать таких детей, чтобы у них была возможность вовремя восстановиться и наладить работу своей нервной системы.
СДВГ– синдром, включающий три симптома:
- очень высокая активность, непоседливость, гиперактивный ребёнок сметает вещи и окружающие предметы на своём пути, вокруг него всё падает, рушится, разбивается;
- невозможность длительно удерживать внимание (становится очевидным в дет.саду и в школе во время обучающих занятий);
- высокая импульсивность (не успеете задать вопрос – Вам уже дают ответ, ребёнок не может дослушать до конца, перебивает, сниженный самоконтроль над эмоциями).©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Современное российское общество и образование любит послушных детей, поэтому так трудно детям с СДВГ адаптироваться в социальной среде. Они сразу сталкиваются с непониманием, осуждением, отчуждением в коллективе. Формируется вторичная симптоматика СДВГ – низкая самооценка. Детям и подросткам с СДВГ нужен особый подход в обучении, а в России нет специальных групп и классов для таких ребятишек в школах и в детских садах. Тем не менее, детей с СДВГ в России не менее 7 %.
Лично я с детей с СДВГ очень люблю и около 17 лет работаю с ними с огромным удовольствием! Почему? Они любознательны, креативны, инициативны. У них пытливый ум, и если отрокам на самом деле что-то интересно, они "уходят в это дело с головой". Сформировать у такого ребёнка ядро сильной учебной мотивации - внутреннюю мотивацию - не составляет никакого труда, тем временем, чтобы заложить такое отношение к познанию у обычного ребёнка нужно провести масштабную стратегическую работу. При внутренней учебной мотивации ребёнок учится не из-за велосипеда или ещё какого-нибудь внешнего стимула, а потому что ему это крайне интересно. Иная сильная сторона гиперактивных детей непосредственность в общении. Нервная система этих феноменов такова, что у них нет двойного дна. Они добры, чисты, честны, по-хорошему наивны. Это потрясающее качество притягивает к ним людей, и взрослых, и детей. Конечно подобные особенности - тенденция, а вовсе не обязательное правило. Тем не менее, у каждого ребёнка с СДВГ есть предрасположенность к этим замечательным чертам, однако чтобы их развить - необходим особый подход к воспитанию. Иначе можно приобрести коморбидное (сопутствующее расстройство). Например, оппозиционное расстройство поведения, когда ребёнок на любое предложение оказывает стойкое сопротивление, что в конечном итоге приводит к невозможности любых занятий, и даже, учёбы. Природная склонность к экстриму и риску толкает гипера в пучину опасности. Беганье по крышам. Жажда новизны - оборотная сторона получения всё новых, и новых знаний - к стремлению испытать и попробовать, в том числе не только сигареты. Гаджетозависимость формируется уже при взгляде на смартфон. Тяга к общению и непринуждённость очень часто делает гиперактивного ребёнка душой самой дурной компании. Однако всех этих рисков можно избежать, если помнить, что воспитание гиперактивных - дело очень тонкое, Вам придётся стать очень грамотным педагогом и горячо любящим своё непростое чадо родителем.
РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С СДВГ
СДВГ связан с поражением базальных ганглиев – структур головного мозга, отвечающих за торможение, ребёнок возбуждается, а успокоиться, переключиться, затормозить уже не может. В результате социальная адаптация становится крайне затруднительной, поскольку образовательная среда требует высокого самоконтроля, организованности, соблюдение правил, следование образцу, спокойного «хорошего поведения». Для гиперактивных детей такое просто невозможно. В итоге, часто они становятся ненавистны выбешенным педагогам детских садов и школ. Те постоянно жалуются их родителям с требованием изменить ситуацию, родители водят детей по врачам, психологам, пытаясь убрать синдром, но поскольку СДВГ неизлечим, хотя это не болезнь, а набор симптомов, родители начинают ощущать свою беспомощность. Гиперактивные дети изнемождают родителей импульсивным поведением и сверхподвижностью.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ Под педагогическим прессингом измученные постоянным стрессом от непосильной нагрузки родители подвергаются эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание характеризуется рядом симптомов, среди которых основные:
- эмоциональное истощение,
- вспыльчивость, слабый самоконтроль, чувство вины после эмоциональной разрядки на ребёнка,
- деперсонализация (отрешённость от себя и от мира),
- на фоне эмоционального истощения снижение способности заботиться о своём ребёнке и помогать другим людям. Более подробно об этом читайте в моей статье ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.
ТИПЫ СДВГ ПО (СЕМАГО, ЧИРКОВОЙ)
Существует несколько разновидностей типологий СДВГ, одна из них четы Семаго, Чирковой подразумевает наличие 3-х вариантов СДВГ.
1тип "Регуляторная несформированность с трудностями удержания и усвоения алгоритма действий"
Характерны незрелость лобных отделов, повышенный тонус мышц. Дети имеют здоровый внешний вид, двигательно неуклюжие, целенаправленны в своих действиях, в движениях нет суетливости, хаотичности, им свойственны импульсивность, стремление что-то сломать, разрушить, нередко они хватают всё, что привлекает внимание, часто замахиваются, ударяют других, грубо нарушают дисциплину, могут уйти, если что-то не нравится из класса, громко разговаривают, импульсивно вскакивают, у них не выражено стремление к социальному лидерству, сильно настаивают на своём, не держат дистанцию со взрослыми и детьми, их активность в сутках распределена равномерно, постепенно снижаясь к вечеру, темповые характеристики деятельности строятся на интересе (темп работы положительно взаимосвязан с интересом к ней). Многие их поступки свойственны детям более младшего возраста, часто встречается энурез, энкопрез (заигрываются). Новая обстановка, звуки, люди, яркие игрушки действуют на них возбуждающе. Для таких ребят крайне затруднительны задания на основе алгоритмизации действий, поэтому самые тяжёлые для них уроки - русский язык и математика. Легко попадают под чужое влияние, часто подражают другим людям и их эмоциям. Схожая симптоматика есть у детей с попустительским стилем воспитания. Школьникам и дошколятам 1-й группы нужно развивать самоконтроль и внимание, полезна психомоторная коррекция, показаны компьютеризированные методы тренировки внимания, желателен строгий преподаватель.
2 тип "Регуляторная несформированность с высоким уровнем психического тонуса"
Физическое развитие у таких детей среднее, часто встречается высокий рост, субтильное, астеническое телосложение, при этом они крепкие, с развитыми мышцами, выносливые, взгляд выразительный, напряжённый. Они суетливы, их активность носит бесцельный характер, совершают постоянные ненаправленные произвольно движения туловищем, часто возникают тики (вокализации, покашливания, похрюкивания, моргания, качания на стуле) и энурез. При возбуждении растормаживаются. При утомлении активность возрастает в двукратном размере, в ожидании чего-то (день рождения, например) - сильное интеллектуальное возбуждение. Отвечают, не дослушав вопрос, ответы угадывающие, с трудом дожидаются своей очереди, бесконечно пристают ко взрослым. В статическом положении могут находится максимум 15-20 минут. В школе вертятся, болтают с соседями по парте, много суетятся, могут встать и пойти во время урока, не агрессивны, но стремятся к лидерству. Оптимистичны, с сильно развитым воображением , неряшливы, травматичны, часто натыкаются на предметы. При выполнении домашних заданий постоянно отвлекаются. Перед сном сильно взбудоражены. Русский язык в обучении является самым тяжёлым, буквы при писании смотрят в разные стороны, с неодинаковой высотой и широтой, наклоном, слова слипаются, может быть замена букв в словах. Они бесхитростны, эмоционально восприимчивы, общительны. Может сформироваться оппозиционное расстройство поведения, в подростковости быстро возникают зависимости. При обследовании на 1-м месте регистрируется недостаточное торможение. Для таких ребят лучше всего действует положительное эмоциональное стимулирование и подкрепление "Ты, умница!" и т.п., сенсорная стимуляция (мять глину, пластилин, бумажечку, игры с кинетическим песком). В классе такому ребёнку хорошо давать различные поручения (полить цветочки, вытереть доску, раздать тетради и т.п.), переключать внимание. Часто привязываются к маме, им показано укачивание на коленях, йога-практика, плавание (цикличные виды спорта), аутогенная тренировка. Откликаются на социальное поощрение. Язык силы в воспитании не допустим, нуждаются в эмоциональном донорстве.
3 тип "Регуляторная несформированность с недостатком психического тонуса"
Вялые, уставшие с утра, с трудом находят себе занятие, скованны, стеснительны, настороженно относятся к любым изменениям обстановки вокруг них, очень насторожены к незнакомым. При нарастании трудностей появляется импульсивность, при перегрузках происходит всплеск активности, в других ситуациях - спокойны. Спят неплохо, но утром просыпаются с трудом, быстро устают, требуют повышенного внимания со стороны взрослых, постоянно ноют, вечно недовольны и просят о помощи. Наблюдается дефицит активации мозга, много сосудистых нарушений, нередки головные боли, болеют часто, а когда хворают - лежат пластом. Нередко присутствует первичное мануальное нарушение (моторика часто нарушена). Постоянная усталость, сенсорная утомляемость, темп деятельности снижен. Результаты диагностических исследований интеллекта могут сильно разниться в зависимости от состояния ребят. Показана эмоциональная стимуляция, коррекция внимания. Низкий психический тонус, снижено настроение, слабые показатели психической активности, обеднённость эмоциональной сферы, лица представляют собой амимичную маску, поза – сползающее тело на стуле. Проявления 3-го типа напоминают астенический синдром, симптоматика схожа и с переживанием психической травмы, ЗПР, побочными эффектами от приёма ноотропов. Таким ребятам нужна помощь в повышении тонуса (слуховыми, зрительными стимулами), сбалансированное питание, массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика, нужно следить, чтобы они правильно дышали. Показана музыкотерапия (марши), цветотерапия (подробно о воздействии цвета можно прочитать в моей статье КАК ВОСПОЛНИТЬ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ), сенсорная стимуляция, нельзя препятствовать их двигательной активности, показано пожалеть, укачивать на коленках, соблюдать режим дня, следовать стереотипному расписанию, в ткань уроков обязательно нужно включать двигательную активность (стереть с доски, разложить тетради по партам) и дыхательные упражнения, на таких подранков нельзя кричать, подгонять, говоря «Давай быстрее!», показаны эмоциональные поглаживания (похвала, воодушевление, позитивные прогнозы). В комнате таких юных клиентов должны находиться только самые необходимые вещи, выделенное рабочее место, без лишних предметов, все проверки дом.зад., дневников и т.п. проводить систематически, а не по настроению. Во всём необходима система понятных и очень простых правил (как вести себя дома, в гостях, в школе, на улице), их нужно выписать, обсудить, проговорить. В семье обязательны дом.дела (кормить собаку, поливать цветы), их нужно вписать в расписание, и если они сами об этом вспоминают – непременно поощрить. Использовать дом.карточки, где прописаны алгоритмы действий дел (одеться, позвать собаку, надеть ошейник, пристегнуть поводок...помыть лапы и т.п.), вести дневники самоконтроля. Мальцы должны понимать, что правила – это не придирки, а помощники в их безопасности. Все дом.задания важно разбивать на части. Не обойтись без хорошего сна, обучению саморегуляции («Стоп, сейчас мы подышим» и т.п.).
ПОДРОСТКИ С СДВГ
Принято считать, что гиперактивность и синдром дефицита внимания изживают себя в подростковом возрасте, сами проходят, и родители забывают об этой напасти как о кошмарном сне. По факту прогноз не столь благоприятен. Педагоги, врачи и родители обязательно должны обращать внимание на повышенную двигательную активность ребёнка, сниженное внимание, чрезмерную возбудимость нервной системы и проблемы с её быстрым торможением. Синдром должен вовремя диагностироваться, часто в ряде случаев необходима помощь мануального терапевта, чтобы выправить позвонки и восстановить кровоток в головном мозге. Приём медикаментов не приносит, как правило, облегчения ребёнку. Но главное, гиперактивным детям с дефицитом внимания НЕОБХОДИМЫ качественные психолого-педагогические коррекционные программы для того, чтобы их социальная адаптация прошла успешно, эмоционально-волевая и познавательная сферы развивались гармонично, способности, которых у гиперактивных подростков, как правило, очень много, нашли применение в обществе. Родителям и педагогам необходимо следовать рекомендациям психологов (см.ниже) при взаимодействии с такими детьми, поскольку они - в группе риска по отклоняющемуся (девиантному) поведению гипертимной акцентуацией характера. Такие ребята по статистике часто совершают правонарушения; пребывая в весёлом состоянии и приподнятом настроении попадают в заварушки, имея дело с полицией, с 11-12 лет пробуют в тинейджерских компаниях спиртное. Подробно о проблеме ранней алкоголизации читайте в моей статье ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЬЯНСТВА. Если не принять меры в детстве - серьёзные проблемы в подростковом возрасте неизбежны. В пубертате чрезмерная активность и суетливость могут существенно снизиться, однако при этом возможно усилится подростковая лень и упадёт учебная мотивация, поведение будет продолжать характеризоваться импульсивностью и слабым самоконтролем. При неправильном подходе к гиперактивным детям в подростковости они могут стать чрезмерно агрессивными, совершать правонарушения, испытывать трудности в общении со сверстниками и в обучении (трудности с концентрацией и удерживании внимания сохранятся) на фоне сниженной самооценки. Более подробно читайте об этом в моей статье ПОДРОСТКОВАЯ ЛЕНЬ.
О психолого-педагогических мероприятиях с детьми с СДВГ написано ниже.
При верном подходе к гиперактивным детям ко взрослой жизни от синдрома не останется и следа. Тем не менее, для некоторых взрослых, бывших гиперактивными в детстве, характерны серьёзные проблемы в отношениях с людьми, создании семьи, эмоционально-волевой регуляции (импульсивность со слабым самоконтролем). Они могут часто менять работу и переезжать на новое место жительства.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
У гиперактивных детей часто низкий эмоциональный контакт со своими матерями, из-за того, что мамы традиционно используют критику, повышенный контроль, наказания в воспитании, либо чрезмерно опекают и жалеют, однако по мере накопления напряжения при сдерживании разряжаются на них. Для того, чтобы исправить ситуацию нужно как можно чаще поддерживать зрительный контакт с ребятами, использовать тактильное взаимодействие (прикасаться к плечу, погладить по руке, по голове, спине), интересоваться их взаимоотношениями со сверстниками, проблемами в детсаду и в школе, всегда быть готовой позитивно отреагировать на их вопросы, хвалить за малейшие достижения, не шпынять, подчёркивать, что усилия и старания важнее результата.
Уделяйте ребёнку как можно больше внимания, чтобы он не чувствовал себя покинутым, брошенным и отверженным. Будьте в курсе всех его страхов, тревог, переживаний. Выслушивайте всё, что Ваш ребёнок говорит по этому поводу. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье ПРО ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ. Гиперактивным свойственны нарушения в эмоциональной сфере, так что держите руку на пульсе и обращайтесь к психологу за диагностикой и рекомендациями.
Гиперактивные тоже нуждаются в специальных занятиях. У них три основных вектора:
-развитие произвольного внимания, межполушарных связей,
-развитие эмоциональной сферы, работа с импульсивностью и выработка самоконтроля,
-повышение самооценки, формирование личностной зрелости.
Обязательно реализуйте повышенную активность ребёнка. Прекрасная возможность для этого - спорт: плавание, езда на велосипеде, катание на коньках. Однако есть одно «но»: такие дети часто получают травмы, так что не требуйте от ребёнка достижения высоких результатов в спорте. Спорт для «Гиперов» - необходимый выплеск накапливающегося негатива.
Если Вы собираетесь идти в театр, в музей или в учреждение – заранее обсудите с ребёнком, что вас ждёт, что вы будете делать, и как ему нужно будет себя вести. Выработайте совместно поведенческие правила (что можно, а что нужно избегать - объясните ребёнку - почему). Полезна жетонная система. За каждое соблюдённое правило выдавать жетон и хвалить, если не получилось – поддерживать, что всё получится в следующий раз и главное стараться. На сумму накопленных жетонов приобретать подарок.
Занятия в школе, дома и детсаду нужно дробить на части, каждые 10 мин. делать пальчиковую гимнастику (есть у Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Шпаргалка для родителей») или проводить физкультминутку. Педагогу важно сажать гиперактивного на первую парту с очень спокойным соседом-отличником, стремиться к тому, чтобы его ничего не отвлекало, предотвращать приступы чрезмерной возбудимости и активности: как только Вы заметите, что сейчас «начнётся» - дайте гиперактивному задание: вытереть с доски, раздать тетради, проскакать на одной ножке по коридору и обратно.
Внимания у этих детей не хватает на выполнение длинных и трудных заданий: их нужно делить на части, и делать пошагово. Предоставлять выбор, использовать зрительную стимуляцию. Педагогу или родителю в процессе выполнения заданий нужно стараться быть экспрессивным, драматичным, чтобы удерживать внимание ребёнка, ведь эти дети очень любят всё новое и необычное. А вот в театр или в музей видите их, только если будете уверены, что они смогут «взять себя в руки». Инструкции должны быть короткие, а требования к аккуратности снижены. Обучение обязательно должно носить позитивный характер. Занятия должны ребёнку доставлять удовольствие, быть интересными, необходимо, чтобы он чувствовал себя успешным в учёбе, тогда не будет проблем с учебной мотивацией в средней школе. Особое внимание – дисциплине. Выработать её помогут упражнения на самоконтроль (см. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира ребёнка»), соблюдение правил, жетонная система, тренировка внимания, сдержанности, эмоциональности, выплеск в определённое время двигательной активности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Не требуйте от ребёнка с синдромом СДВГ одновременно снижения активности, неотвлекаемости внимания и его концентрации, самоконтроля и спада импульсивности. Если на данном этапе он старается сконцентрировать своё внимание и не отвлекаться - не ругайте его за повышенную суетливость и активность. В другой раз поставьте перед ним задачу быть спокойным, и тогда уже простите отвлекаемость, хвалите за малейшие успехи, дайте почувствовать себя успешным. Это называется поэтапной тренировкой гиперактивных с СДВГ. Одно занятие тренируем сдержанность, но прощаем отвлекаемость и суетливость, другое – концентрацию внимания, но прощаем чрезмерную активность, третье – самоконтроль и т.д., поскольку работать над разноплановыми проблемами одновременно для гиперактивного – непосильная задача.
Для гиперактивных ребят очень важны строгое соблюдение режима, введение всевозможных правил, стереотипное поведение (если мы что-то сделали сегодня, то мы это делаем и завтра) – это их успокаивает и снижает расторможенность. Для школьников в семье назначается человек, который будет рядом, когда он делает уроки. Необходимо следить, чтобы ученик не отвлекался, использовать таймер, занося время, за сколько сделаны уроки в специальную табличку. Если наблюдается положительная динамика в качестве и скорости выполнения домашнего задания, то нужно ребёнка поощрить. Так внешний контроль постепенно перейдёт во внутренний, однако не переусердствуйте, чтобы не мешать своему подопечному повзрослеть, развивайте его самостоятельность. С 2-х лет пусть собирает свои рюкзачки для занятий, убирает со стола после еды, свою постель, игрушки, привлекайте его как можно чаще к помощи. Важным этапом воспитания таких детей является развитие трудолюбия, ответственности, преодоление инфантильности.
Обязательны отдых и хороший сон, желательно максимально времени проводить на свежем воздухе за городом, общаться с животными, ухаживать за ними. Не рекомендуется бывать с таким ребёнком в местах большого скопления людей, обучение также лучше проводить как можно в меньших группах – идеальный вариант 5 человек.
Особенно нелегко детям с СДВГ в начальной школе с её повышенными требованиями к дисциплине, аккуратности, сосредоточенности внимания. Гиперактивные в эту схему явно не вписываются, им очень трудно адаптироваться в школьной жизни, тем более, что 7-9 лет – пик развития СДВГ. В этот период ребёнку нужно дарить много эмоционального тепла – как профилактика чрезмерной агрессивности, страхов, развития тревожности, интересоваться всеми его школьными делами (учёбой и обязательно общением с одноклассниками и взаимоотношениями с учителями), оказывать помощь по малейшему запросу, проявлять тактильный контакт (см.выше), хвалить за малейшие достижения, бывать на всех родительских собраниях, активно участвовать в школьной жизни, наладить бесконфликтный контакт с учителями, чтобы они знали: да, вы делаете всё возможное, чтобы ваш ребёнок адаптировался к школе и выполняете все их пожелания и требования.
Гиперактивные лучше воспринимают спокойную ровную уверенную речь взрослого, чем грубые или визгливые крики агрессивного или срывающегося человека. В общении с ними нужно как можно больше позитива, хорошего, ласкового. Приучайте ребёнка к Вашему тихому, ровному, доброжелательному голосу, стремитесь с ним договориться, используя по-минимуму слова «Нет» и «Нельзя». Учебные занятия или выполнение домашнего задания должны строиться по плану, повторяющемуся изо дня в день. Большие задания необходимо дробить на малые.
Развивайте внутреннюю учебную мотивацию. Как только услышите у трёхлетки вопрос: "Почему?" - бросайте всё и дайте на него ответ, сделайте такое поведение привычным, пока он не повзрослеет. Театры, музеи, интерактивные площадки станут Вашими добрыми помощниками в стимуляции познавательного интереса ребёнка. Если так получится, что Ваш птенчик не найдёт признания своих успехов со стороны своей учительницы, смело меняйте её на другую. Ситуация успеха в школе + стойкая внутренняя мотивация создают мощную опору, от которой можно "плясать дальше", развивая волю. Почувствовать свою значимость в глазах учителя можно не только с помощью идеальной чистой тетрадки, а, например, если педагог регулярно станет поручать какие-либо задания: донести стопку тетрадей, вытереть с доски, раздать материалы, или доверит ответственную роль в школьном спектакле. Вариантов может быть очень много. Более подробно об этом читайте в моей статье УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Главное, это работа со своим собственным сознанием! Родителям крайне важно разделить своего ребёнка и синдром. Возьмите лист бумаги и чётко пропишите, где он со своими замечательными сильными и мешающими ему слабыми сторонами, а где проявления СДВГ. Воспринимайте своего ребёнка отдельно от проявлений этих медицинских особенностей. Очень эффективен метод экстраполяции. Заключается он в следующем: Вы обсуждаете со своим чадом эту проблему и учите его отделять себя от проявлений синдрома, далее, пусть он нарисует синдром в виде образа, сказочного героя и даст ему имя. В тяжёлые моменты Вы всегда можете сказать: " Ну, вот, опять Горин тут разделяет и властвует, может отправим его отдохнуть?". Юмор в воспитании детей, кроме случаев утрат, почти всегда кстати, а в общении с гиперативными необходимо, необходимо сделать так, чтобы он стал самым Вашим любимым постоятельцем.
В заключении, могу сказать следующее: не нужно бояться детской гиперактивности. «Гиперы», как правило - интересные, способные, талантливые дети с чутким сердцем. Беда только в том, что общество к ним не расположено, жить и развиваться в нём этим детям крайне трудно. Для полноценного развития и становления личности детей с СДВГ с гиперактивностью необходимо наблюдение врача, чуткое педагогически компетентное окружение и обязательное сопровождение психолога, а также поддержка и психологическая помощь родителям, чтобы они стали наполненными силою, уверенностью и спокойствием - на них выполнение трудной задачи: вырасти гиперактивного ребёнка, помочь перерасти синдром.
Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Обращайтесь ко мне за психологической помощью! Я проведу тщательную диагностику Вашего ребёнка и дам подробные рекомендации, что делать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Возможны коррекционные занятия. Они проводятся очно на дому у клиентов в Санкт-Петербурге. Программа коррекции разделена на последовательные этапы. На 1-м этапе важно провести работу с мануальным терапевтом, чтобы восстановить здоровое кровоснабжение в головном мозге или начать получать медикаментозную поддержку по назначению врача. Последующие этапы проходят вместе со мной: на 2-м этапе мы занимаемся активацией энергетического блока мозга (1 структурно-функционального блока по А.Лурия), далее усилением гностико-праксического блока, на 4 этапе - развитием блока программирования, произвольности, саморегуляции (1-го структурно-функционального блока мозга по А.Лурия), на 5-м - коррекция поведенческого уровня, на 6-м - личностного, на 7-м - социального. На всех ступенях работы мы всегда занимаемся развитием эмоциональной сферы, работаем над личностью ребёнка и его коммуникативными навыками.
Записаться на консультацию можно здесь=>=>
Вы также можете обратиться ко мне лично за консультацией, чтобы не допустить эмоционального выгорания, восстановиться, наполниться новыми ресурсами и приобрести педагогическую компетентность, необходимую для воспитания своего непростого ребёнка. Записаться на консультацию онлайн, очно в Санкт-Петербурге можно здесь=>>
Храмченко Н.С.
19.02.2014 (дата публикации статьи, вся информация о консультациях актуальна)
Комментарии
Ольга 2015-07-14
Большое спасибо Вам за эту статью! Испытываю значительные трудности при воспитании гиперактивного ребёнка.
В статье исследуется самая распространённая форма детско-родительских отношений в России - созависимость. Запутанные, непреодолимые психологические проблемы детей имеют свои причины. И часто - это деструктивная связь с собственными родителями.
Бесконечное преодоление себя и пренебрежительное отношение к собственным психологическим резервам родителями, отдающими все свои силы и время любимому чаду, приводят со временем к невозможности конструктивно воспитывать детей.
Чрезмерная киберувлечённость - показатель эмоционально-волевой незрелости, зависимого поведения, препятствующего развитию "Я", но она может быть и индикатором психологического неблагополучия ребёнка, сильнейшей психологической защитой.