Одиночество подростка - Психолог в СПб

Перейти к контенту

Главное меню:

Одиночество подростка

Статьи автора > Подростковая психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу.

Одиночество подростка физическая или психологическая изоляция от своих сверстников, которая может приносить как благо, так и пользу подростку, и зависит это во многом от того, вынужденное ли это одиночество или добровольное, и нет ли среди причин его возникновения страха быть отверженным своими сверстниками.
Самым значимым для человека в подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. Взаимодействия со сверстниками укрепляют
«Я» подростка.
«Я» есть некое ядро личности, в подростковом возрасте оно очень слабо, так как подросток уже не ребёнок, но уже и не взрослый. Он будто бы идёт над пропастью по верёвочному мосту от одного края «Ребёнок» к другому - «Взрослый». В определённых ситуациях ведёт себя как настоящий беззащитный ребёнок, хотя может быть уже 1 метр 80 см., а в других ситуациях пытается казаться великовозрастным, как правило, только внешне пробует курить и копировать жизнь взрослого человека. Подросток тестирует себя в разных ролях, чтобы понять «кто же «Я» такой», обрести свою Эго-идентичность целостность личности. Почувствовать, что слабое «Я» сильное и крепкое подростку помогает «Мы». Подросткам свойственно группироваться в клики маленькие компашки по 3-5 человек. В них они ощущают силу, так как их «Я» укрепляется принадлежностью к «Мы» (те, кто в клике). И горе тому, кто не попал ни в один из кликов, такой подросток воспринимается сверстниками как не тот, чужой, другой. Чтобы чувствовать себя сильнее, подростки в кликах начинают подвергать репрессиям одинокого подростка, так их «Мы» приумножается, а поскольку «Мы» складывается из «Я», то личности этих подростков становятся в собственных глазах очень значительными, и чем больше гнобится изгой, тем более величественными они себе кажутся. Клики часто объединяются, создаётся уже большая группировка.
Какими же качествами нужно обладать, чтобы быть зачисленным в клик?  Быть как все
слабое подростковое «Я» и личностная незрелость не терпят «Выдающихся» и «Белых ворон», уметь хранить чужие секреты, уметь слушать и общаться подростки могут часами рассказывать о своих отношениях со сверстниками, уметь дать совет, много времени проводить среди своих ровесников, быть современным, иметь принятые и тенденциозные среди подростков увлечения и интересы, одеваться, краситься, причёсываться, как подобает по последней подростковой моде.
А теперь о том, кто не попал в подростковую компанию. У него более зрелая личность, чем у большинства подростков, именно поэтому он не жертвует своими личностными интересами ради
«Мы». Принадлежность к «Мы» ему не очень-то и нужна, вот только основная потребность в дружбе с ровесниками у многих таких одиноких подростков сохраняется, и боль своего одиночества переживается очень сильно. У такого подростка, скорее всего, будет заниженная самооценка людям с невысокой самооценкой трудно выстраивать отношения. Низкая самооценка приводит к росту тревоги, а учитывая то, что подростковый период это период «бури и натиска», тревога может достигать колоссальной силы и становиться трудно контролируемой и разрушающей личность подростка, может привести к суициду. Одинокому подростку свойственно переживать вину. Он ощущает её, так как ему кажется, что в нём что-то не так, что он сделал что-то не то, раз уж никто не захотел стать его другом, пожелал много зла своим обидчикам. От постоянного психического дискомфорта вследствие неудовлетворения основной подростковой потребности в общении возможен рост агрессии и ещё большее замыкание в себе, усиление тоски, безысходности и депрессия.
Многие одинокие подростки
интеллектуалы, «ботаники», сфера их интересов велика, но для полноценного развития человека в подростковом возрасте необходимо общение. Другие от постоянных переживаний не могут сосредоточиться на учёбе, а депрессивное состояние отталкивает их от любых интересных занятий.
Бывает, что жестокость подростков в кликах, с которой они издеваются над непринятым ими сверстником, не знает предела.  И физические травмы ничто по сравнению с психическим ущербом, который они наносят изгою. Личностные увечья сильны тем, что аутсайдер постоянно ощущает собственную беспомощность что-то изменить в своих взаимоотношениях со сверстниками, он живёт с хроническим ощущением
«загнанности в угол», у него вырабатывается «синдром жертвы», с которым ему потом жить во взрослой жизни.
В ситуации, когда все против одного, вряд ли найдётся смельчак, который станет дружить с отверженным, так как существует огромный риск, что ребята начнут гнобить и его. Ведь если накопленную агрессию, которой у подростков часто немало, поодиночке особо не выплеснешь, то объединившись в
«Мы» они не боятся открыто агрессировать. Хотя есть вполне миролюбивые клики.
Однако у подросткового одиночества есть и много положительного, если оно добровольно и связано с необходимостью побыть наедине с самим собой. Так подросток встречается со своим внутренним миром и формируется его самосознание. Самосознание
это взгляд на себя со стороны. Кто я? Какое моё место в этой жизни? Составляющая самосознания - отношение к своей личности.  Глубокие раздумья о своих взаимоотношениях со сверстниками, родителями, другими взрослыми необходимы для развития осознания себя. А заниматься этим можно только в одиночестве. Выходит одиночество для подростка необходимое условие его развития.
Отрочество
возраст дезориентации в мире, в себе. Гормональная буря, превратности жизни взрывают самые противоречивые и мощные эмоции, кроме того подростки отличаются слабым самоконтролем и сильно переживают, что эмоции поглотят их целиком, и они наделают много глупостей. Сильные разновалентные чувства и эмоции мешают рационально думать, тогда подростки прибегают к дневнику. Дневник верный помощник для развития самосознания. Кроме того, он помогает принять себя со всеми своими разноголосыми мыслями и чувствами. Однако идеальный вариант, если у такого подростка будет друг, который сможет выслушать, посочувствовать, посоветовать и самое главное никогда никому не проговориться. Самые важные качества для друга подростка это эмпатия (умение встать на место другого человека) и преданность. Иногда тинэйджер вначале дружит с одним, потом ничего не сказав, заинтересовавшись другим, переходит на его сторону. Оставленный подросток начинает ощущать, что его предали, может переживать очень сильно, и далеко не всегда им удаётся выяснить отношения. Столкнувшись с предательством, а предпочтение в качестве друга другого человека подросток может расценивать как сильное предательство или по-другому обжёгшись  в отношениях со сверстниками, он прекращает верить в дружбу и людей, замыкается в себе, становиться «недоступным» для близких взрослых.
Одиночество знакомо тем подросткам, которые сильно бояться потерпеть неудачу в общении, однако это общение им  не очень-то и нужно. Они выглядят отстранёнными и живут своей жизнью. Одиночество также часто испытывают подростки, которые сильно переживают, что их не примут в компании сверстников, тем не менее они очень хотят общения и сильно страдают от своей одинокости.

Как помочь одинокому подростку?

Первое поднимать его самооценку. Это приведёт к улучшению эмоционального состояния и приобретению веры в себя. Самооценка человека повышается, когда его подбадривают, поощряют за его действия, говорят приятные слова в адрес его личности, хвалят за любые достижения, подчёркивая их значимость и уникальность. Второе попытаться стать его конфидентом (человеком, которому можно всё рассказать и он надёжно будет хранить тайну). Наличие конфидента для подростка гарантия его психического благополучия. Конфидент обладает огромным доверием, а чтобы заслужить это доверие, необходимо самому научиться раскрываться перед этим подростком, не бояться поведать ему личные тайны, и в то же время стать для него авторитетом, личностью с большой буквы. Нужно не доносить и не сплетничать, быть мудрым, компетентным в жизненных вопросах, уметь дать хороший совет, с достоинством выходить из трудных ситуаций, быть современным, показывать, что Вы полностью принимаете подростка таким, какой он есть, Вам от него ничего не нужно, но он Вам очень интересен как личность. Важно проявлять искренний интерес к его жизни, однако он не должен быть навязчивым, так нужно уважать чужие границы. Вспомните себя подростком, наверняка в вашей жизни были похожие истории с Вами или с Вашими знакомыми. Расскажите их Вашему подопечному, расскажите, как удалось справиться с одиночеством, брошенностью и покинутостью, посмотрите вместе и обсудите фильм «Чучело» Роллана Быкова. Главное, донести до него мысль, что у него нет друзей временно, они непременно появятся, нужно только не терять веры в себя и людей, развивать свои таланты и способности, сосредоточиться на учёбе, пробовать себя в различных хобби. Море пользы для личностного роста и плюс такой человек обязательно заинтересует окружающих. Прекрасный эффект может оказать тренинг общения с психологом, на котором можно овладеть коммуникативными умениями и потренировать навыки общения. Личные занятия с психологом научат доверять миру, подвигнут к установлению живых дружеских отношений, а не виртуальных. Вы всегда можете обратиться ко мне за психологической помощью со своим подростком, или лично очно, за консультацией по скайпу или телефонной консультацией.

Расширяя сферу своих интересов, подросток не только обогащает свою личностную идентичность, производя колоссальный рывок в своём развитии, он увеличивает круг своего потенциального общение (на кружках и секциях, во дворе). Не бойтесь, что тинэйджер будет регулярно менять свои увлечения. Это норма для подросткового периода. Подросток должен себя во всём попробовать (без вреда для здоровья конечно), чтобы найти себя в жизни. Главное, чтобы его увлечением не стал компьютер (виртуальное общение, компьютерные игры, сёрфинг), иначе проблема усугубиться во много раз. Одна из важных задач в подростковом периоде для человека профессиональное самоопределение. И проба себя в разнообразных видах деятельности создаёт прекрасный ресурс для определения своей профессии. Согласитесь, что лучше менять секции в подростковости, определившись, где же, всё-таки, моё место, чем постоянно менять профессии до пенсии. С подобной активностью у подростка места для негативных эмоций почти не останется и при определённых личностных усилиях, желании избавиться от одиночества, исчезновения страха быть непринятым и поддержки близкого взрослого, шансы обрести друзей очень велики. Важно «вытаскивать себя за волосы» как борон Мюнхаузен, перебороть страх потерпеть неудачу в общении или в деятельности. Одиночество с таким человеком рядом жить не станет!!!

22.10.2013.

Храмченко Надежда


Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в
своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

КОММЕНТАРИИ

Комментариев нет

Психологические трудности подростков

Чтобы справиться с подростковыми трудностями и наладить доверительные отношения со своим ребёнком, родителю необходимо знать психологию подростка...

Одиночество ребёнка

Для развития ребёнка нет ничего ужаснее. чем ощущать себя никому ненужным, покинутым и заброшенным...

Консультация психолога-конфидента для подростка - 800 руб./1 час очно или по скайпу.
Выезд на дом в СПб и Выборг и часть лен.области бесплатно.
Бесплатный выезд на дом
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ЛЕВШЕЙ ОЧНО ИЛИ ПО СКАЙПУ
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика