Перейти к контенту
Пропустить меню

Психолог Надежда Храмченко

Подростковая депрессия: кризис или болезнь?
Статьи автора > Подростковая психология
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ: КАК ПОМОЧЬ И ПОДДЕРЖАТЬ

Депрессии у подростков – явление нередкое. Различают депрессивный синдром, депрессивное расстройство и депрессию (лёгкой, средней и тяжёлой степени). Для депрессивного синдрома характерны чувства печали, грусти, тоски, потеря интереса к тем видам деятельности, которые привлекали раньше, нарушения в мотивационной и когнитивной сферах, снижение концентрации внимания, рассеянность, вИдение перспектив безрадостными. При депрессивном расстройстве симптомы такие же как и при депрессивном синдроме, но более продолжительные и выраженные.
В современных реалиях, где подростки сталкиваются с множеством вызовов, таких, как социальное давление, академические ожидания и личные переживания, вопрос депрессии становиться особенно актуальным. Грусть, тоска и скука могут стать постоянными спутниками юной жизни, влияя на эмоциональное и физическое состояние подростков. Понимание причин и проявлений детской и подростковой депрессии является ключевым шагом к её преодолению.

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Проявляться депрессии у подростков могут следующим образом: резко меняется поведение (например, ответственный и обязательный взрослеющий человек перестаёт выполнять все домашние задания, готовиться к контрольным, общительный и много проводящий время во
дворе - начинает сидеть дома), носит преимущественно чёрную одежду, вероятно надвигает на глаза капюшон, следует заметить, что это не стиль с лоском, где чёрный цвет по делу или в контексте элегантности, а скорее «траур по своей жизни», шкет может замкнуться, сократив контакты в реальной жизни, также отличительной особенностью депрессивного состояния у подростков являются слабость по утрам, разбитость и чувство усталости при пробуждении, при этом вечером, после 17 часов, активность увеличивается, он может просыпаться в 5 утра, или незадолго до звонка будильника, когда до нужного времени вставания не уснуть, не исключены снижение когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), что неизбежно сказывается на успеваемости, а также скука, состояние апатии и/или выраженная раздражительность, частые агрессивные вспышки, бросание своего прежде любимого хобби, или резкое уменьшение к нему интереса.

ДЕПРЕССИЯ И СУИЦИД

Во время депрессии у подростка высока вероятность суицида. При этом наблюдается следующая тенденция: если до приёма антидепрессантов подросток может много думать как свести счёты с жизнью, чтобы избавиться от страданий и не проявлять активности в эту сторону, то спустя некоторое время после начала терапии антидепрессантами появляется энергия и физические силы, а до нормализации душевного состояния ещё далеко, поэтому нередко именно вначале медикаментозного лечения появляются суицидальные попытки. У взрослых такого нет. Антидепрессанты по назначению психиатра принимать необходимо, однако к юному пациенту нужно относиться с особым вниманием, ему обязательно заниматься с психологом.
Среди основных причин суицидальных попыток в подростковой популяции называют жёсткие конфликты с родителями, пропасть непонимания между родителями и детьми. Только у 10% подростков есть подлинное желание покончить с собой, в 90% случаев попытки свести счёты с жизнью – это крик о помощи. Большая часть суицидов с 13 до 18 лет совершается в дневное и вечернее время. Именно поэтому в этот возрастной период так важно быть чутким и проявлять внимание к своему подопечному.
Известный французский психиатр Michaus в 1953 году выделил 5 типов суицидальных попыток (импульсивные, гиперэмотивные, депрессивные, паранойяльные и шизофренические) и 3 типа суицидального шантажа (истинный, аффективный, импульсивный).
Если прорисовывать портрет подростка с депрессией, склонного к суициду, то в нём скорее всего будут сенситивные черты, для него характерна необычайная впечатлительность, чувствительность в сочетании с высоким уровнем моральной ответственности и требовательности к себе, этической скрупулёзностью. Шизоиды, психастеники (склонные к неврастении), астеноневротический тип ( склонный к иппохондрии) не входят в группу риска по суицидам при депрессиям.

ШКОЛЬНЫЕ ДЕПРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ (ДИДАКТОГЕННЫЕ)

При дидактогенных, школьных депрессиях, то есть когда связь ухудшения состояния прослеживается исключительно со школой (унижения со стороны учителя, насмешки, задавливания своим авторитетом, запугивания контрольными и самостоятельными, негативные прогнозы в отношении учеников, преувеличения проблем, катастрофизация со стороны педагога), учащегося, как правило, переводят на семейное обучение, убирая стрессоры. Это необходимо для стабилизации состояния пострадавшего школьника, в процессе которой и после важно работать с психологом с активным участием родителей.
Отличительной особенностью подростковых депрессий является их маскированность. Вы можете наблюдать своего взрослеющего ребёнка весёлым, бравирующим, самоуверенным, однако за такой «маской» может скрываться чёрная меланхолия. «Масками» за которыми прячется депрессия могут быть головные боли, боли в животе, другие заболевания, трудное, и даже девиантное поведение, бездеятельность и сильная лень. Подробно о волевых сложностях читайте в моей статье Подростковая лень. Одним из диагностических критериев здесь будет периодически возникающее самоуничижение и аутоагрессия. Кроме того, у таких пациентов сильно развит «внутренний критик». При подозрении на депрессию тинейджера обязательно нужно показать подростковому психологу или психиатру.
Если подросток с Вами в контакте – это замечательно, однако Вы можете столкнуться «со стеной»: «Не знаю!», «Нормально!», «Без разницы!». Такая реакция часто у подростков, активно борющихся с вторжениями в их внутренний мир, а также у тех, у кого активно протекает реакция эмансипации (сепарация от матери в подростковом возрасте сопровождается враждебностью к ней, и эта враждебность может быть как активной, так и пассивной). Приоткрыть эту ширму можно, вызвав толику доверия. Для этого постарайтесь стать человеком, с которого можно сделать жизнь, стремитесь к тому, чтобы в сложных ситуациях принимать максимально разумные решения, и говорите о своих чувствах. Ребята в такой трудный возрастной период очень нуждаются в наставнике. Эмоциональная регрессия у родителей вызывает у них отторжение от предков, недоверие и протест.
Хорошо попытаться снизить свою и семейную тревогу. Лучше всего это сделать, работая с психологом. Также важно наладить коммуникацию со своим подростком. Общие принципы здесь таковы. При появлении эмоций и чувств у своего сына и дочери прислушайтесь к себе. А что с Вами происходит? С Вашим телом? Какие Вы испытываете эмоции при этом, может быть раздражение, может быть гнев, а может быть страх и тревогу? Не обесценивайте и эмоции своего подростка, а наоборот, поддержите: «Да, испытывать страх и тревогу, когда на тебя давит учитель абсолютно нормально, любой бы так испугался!». Категорически запрещено делать негативные прогнозы и преувеличивать, катастрофизируя, проблему. Например: «Как же ты будешь жить с такой сильной чувствительностью и застенчивостью?» Подробно о гневливости и тревожности Вы можете прочитать в моих статьях Гневливые люди и Тревожные люди.

НОРМАТИВНЫЙ КРИЗИС ИЛИ ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ У ПОДРОСТКОВ

С одной стороны, подростковые депрессивные состояния являются нормативными, как часть кризиса идентичности. Беззаботный ребёнок, вырастая, обращается внутрь себя, развивается рефлексия, размышления о себе, собственном месте в этом мире, да и в целом мир и привычные в нём вещи подвергаются сомнению. Это хороший, нормативный процесс, необходимый для успешного развития личности, и для его запуска и поддержания необходимо некоторое депрессивное состояние. В то же время подобная внутренняя работа точно не сопровождается весельем и неизбежно приводит к длительному переживанию негативных эмоций, когнитивному подвисанию и физическому истощению. Однако подросток имеет право на возрастной кризис, даже если он неприятен и тяжёл.
Как помочь ему в такой ситуации читайте ниже. Самое последнее, что тут нужно делать, лечить его, в буквальном смысле слова, от кризиса, ибо без кризиса нет развития, а вот поддержать и помогать очень нужно, человек в этом возрасте остро нуждается в безопасном пространстве, где есть принятие его со «всеми потрохами» и в адекватном наставнике, помощнике, а не в воспитателе, ибо воспитывать же поздно, поезд уехал, он уже не ребёнок; а вот оказывать положительное влияние на развитие личности самое то.
С другой стороны, переходный период известен дебютом психических расстройств и вероятностью оказаться в состоянии клинической депрессии. В кризисном состоянии личность подобна моллюску без панциря, оказывается крайне уязвимой, пока не сформируется новые роговые доспехи. Более развёрнуто о подростковом кризисе читайте в моей статье Психологические трудности подростков
Непринятие, высокие требования со стороны родителей, их озабоченность, в основном, только учёбой, проблемы со сверстниками, регулярный стресс в отношениях с учителями вкупе с состоянием душевной хрупкости могут привесит к депрессивному эпизоду и клинической депрессии.
Дифференцировать болезни от кризисов личностных особенностей может только очень грамотный опытный подростковый психолог. Об особенностях психологической помощи этой возрастной категории читайте в моей статье Специфика оказания психологической помощи подросткам

КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ С ДЕПРЕССИЕЙ

Родители в этот непростой период жизни могут оказать трудно переоцениваемую помощь. Основные положения, которой таковы:
1).Не препятствовать проживанию кризиса идентичности подростка. Для этого выстраивать субъект-субъектные отношения, не лишать своего сына или дочери творческого приспособления к действительности, ситуации. Субъект-объектные отношения - это общение родителя с маленьким ребёнком, где родитель - субъект, а ребёнок - объект, на который оказывают воздействия, применяют воспитательные меры, субъект-субъектные отношения - отношения на равных, это диалог, где с глубоким вовлечением родитель спрашивает своего визави: "Как ты думаешь, что произошло?", "Как ты считаешь, как здесь можно поступить?", "Как ты намерен повлиять на эту ситуацию?", "Что ты собираешься здесь предпринять?", "Какой, по-твоему здесь выход?" и т.д.
2).Помнить о том, что по Л.С.Выготскому основной вид деятельности у подростков - это общение со сверстниками, именно по этому в этот период жизни они приобретают основные навыки взаимодействия с людьми. Это общение нужно всячески поддерживать родителями, в противном случае Ваш ребёнок будет создавать себе воображаемых друзей, как происходит почти у всех моих юных клиентов.
3). При любых депрессиях всегда развит «внутренний критик». Представьте, что внутри Вашего ребёнка подросткового возраста живёт сильный «внутренний критик», который как червь ест его изнутри. Вы можете подкармливать «критика», а можете заморить голодом, и своими собственными руками вырастить в сыне или дочери персонального «Волшебного помощника». Это несложно. Внутреннего критика питают унижения, осуждения, критика, неверие в своего ребёнка, что он справится с проблемами, негативные прогнозы, преувеличения трудностей и их катастрофизация (со словами «всегда», «никогда»), оскорбления, игнорирование потребностей, обесценивание сделанного и т.п.). «Волшебного помощника» можно вырастить, если на возникновение сложностей пытаться смотреть объективно, и вместе со своим подростком стараться в них разобраться, а также договариваться, принимая чувства, уважая потребности своего ребёнка, осознавая его плюсы и минусы, опираясь на его достоинства, и да, хваля, но не как Попка с эхо-словами «Ты молодец!», а эмоционально вовлекаясь в процесс «Как мне нравится это заходящее солнце в твоём пейзаже!», «Очень удачно организованна здесь композиция!», «Благодаря твоей эмпатии и навыкам коммуникации у тебя так много друзей!» и т.п.
4). При депрессивных состояниях у подростков всегда есть место подавленным гневу и тревоги. Проводя терапевтическую работу, психолог способствует освобождению этих чувств у клиента. В свою очередь, родители здесь могут внести свою посильную лепту. Косвенно и прямо нужно не запрещать гневаться и испытывать страх и тревогу, не бояться самим испытывать и учиться проживать любые чувства. Для этого важно опознавать, называть, измерять и проживать любые, даже самые неприятные эмоции. Проживать – не значит использовать другого как помойку для слива, а делать это с глубоким уважением и к себе и к окружающим.
5).Одним из корней депрессии, который растёт и умножается от её развития, и в то же время её питает, является самоуничижение. Оно проявляется в аутоагрессии, самообвинении, ощущении неспособности заниматься интересующими делами, временами появляющемся чувстве никчёмности, усилению комплексов, связанных с внешностью, и формированию негативных прогнозов будущей собственной жизни. Взрослый человек может обратить внимание тинэйджера на это явление: «Знаешь, я замечаю, что ты часто себя не дооцениваешь. Как считаешь, есть такое?» Дайте информацию своему подопечному о том, что да, такое бывает и нередко, когда в кризисные моменты своей жизни человек перестаёт себя ценить. Предложите ему отделить себя от самоуничижения: «Я и моё самоуничижение не одно и тоже». Сообщите, что гордитесь, что у Вас именно такой ребёнок, ежедневно находите не менее 5-7 вещей в нём, за которые Вы можете им гордиться и проговаривайте их вслух, учите его радоваться положительным изменениям в своей жизни, успехам. Разговаривайте на тему хобби; увлечение, в котором подросток может раскрыться, деятельность, которая его увлекает и в которой тинэйджер успешен, необычайно укрепляет самооценку. Сделайте красивую открытку в технике скрапбукинга, в которой разными иероглифами и цветами написаны достоинства Вашего подростка, и подарите её адресату с нежной теплотой. Запишите на аудио соображения, почему Вы и другие проявляете к нему свою симпатию, попросите прослушать на досуге, когда никто не будет мешать. Предложите сходить в салон красоты и в магазин, чтобы принарядиться и освежить свой стиль. Развивайте решительность в своём подопечном, на этом пути может помочь традиция обсуждать проблемы за круглым столом и принимать совместные решения: каким будет ремонт в квартире, как провести выходные и т.п. Развивайте в подростке активную жизненную позицию, принимая участие в различных волонтёрских проектах, помогая животным и птицам.
6).Поговорите со своим сыном или дочерью, объясните, что в семье есть некоторые трудности и предложите обратиться к психологу. Наиболее эффективными методами работы с депрессивными состояниями у детей и подростков является гештальт-терапия, арт-терапия.
Задачи, которые ставит психолог, оказывая помощь депрессивному подростку следующие:
-дать выход подавленным эмоциям, особенно гневу и вине,
-снижение уровня долженствования,
-преодоление виктимности и комплекса жертвы,
-нивелирование выученной беспомощности,
-снижение уровня тревоги и социальных страхов,
-развитие заботы о теле и здоровье,
-помочь обрести смысл жизни.
Записывайтесь ко мне на психодиагностику подростка с рекомендациями родителям, с возможными дальнейшими коррекционными занятиями. Они проводятся онлайн и очень доступны по цене и организации. Узнать подробности и записаться можно здесь=>>
Храмченко Надежда
20.05.2025
Комментарии
Застенчивость связана с эгоцентризмом, негативным детским опытом, низкой самооценкой, сильным внутренним критиком.  Преодолейте стеснительность децентрацией, усилением внутреннего помощника, десенсибилизацией. У застенчивого человека враждуют между собой страх агрессии и установка, что другие думают о нём плохо с непреодолимым желание нравиться другим.
Жуткий страх изменений своего тела у подростка может привести к анорексии, порезам на конечностях и отчаянной борьбе с собственным, не поддающимся контролю телом. Ему необходима помощь в принятии себя и формировании я-идентичности.
Отношения, когда и вместе нельзя и без друг друга невозможно, где разрушительные конфликты сменяются эйфорией от страсти и близости, порой кажутся любовью. А ведь это - созависимые отношения, разрушающие любую любовь. Как стать личностью, способной любить и быть любимой, а не страдать в плену у созависимости...


Тренинг направлен на решение самой главной задачи подросткового возраста "Развитие я-идентичности". На занятиях подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и регулировать их, иметь собственные интересы и желания, сможет развить волю и учебную мотивацию, мотивацию достижения, узнать многое о своём характере и темпераменте, получить ответ на важнейший вопрос "Кто я?", поймёт, чем он сможет быть полезен обществу.
На тренинге подросток научится прислушиваться к своим эмоциям и управлять ими, преодолеет зависимость от мнения окружающих, станет более уверенным в себе, поднимет свою самооценку, разовьёт самовыражение, мотивацию достижения, научится ценить себя и защищать своё личное пространство, найдёт своё место в этом мире.
Пропустить меню
Назад к содержимому