Прогресс воли: как починить мотор своей личности?
Статьи автора > По дороге к счастью бытия
Копирование частично или полностью текста статьи, размещение на сайтах и блогах, присваиваение авторства этому материалу строго запрещено (статья 1270 Г.К РФ)
СИЛА ВОЛИ В ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
В статье:
1.Природа воли человека
2.Нейропсихологический взгляд на волю
3.Свойства воли: детальный обзор волевой сферы
4.Мотивация и воля
5.Развитие волевого поведения ребёнка
6.Как развить силу воли
ПРИРОДА ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
Собирая сведения у самых разных людей о природе воли человека (сила воли в жизни), можно получить многоцветную палитру интерпретаций этого понятия. Под произвольностью респонденты понимают свободу, возможность делать то, что хочется, а также напряжение и усилия, которые необходимо прикладывать для того, чтобы что-то получилось. Своим юным клиентам это необходимое для полноценной жизни свойство личности я объясняю, называя волшебной палочкой, благодаря которой могут реализовываться наши желания. Индивид может очень сильно захотеть чего-то, а дальше необходимо проявить терпение и упорство, совершить определённую активность, ряд
действий и задуманное осуществится. В психологии воля рассматривается достаточно разнопланово с позицийэкзистенциальной, нейропсихологии, общей психологии (ведущих отраслей этой замечательной науки).
Виктор Франкл – один из идеологов экзистенциальной психологии, однажды заметил: «Кто знает зачем ему следует жить – тот выдержит почти любое как». Эту, ставшую известным тезисом фразу, можно интерпретировать следующим образом: «Будет смысл жизни – будут и силы выдержать любые испытания», и, да, мотивация и воля очень сильно взаимосвязаны. Ученик этого замечательного философа Альфред Ленглэ описал 4 фундаментальные жизненные мотивации, благодаря которым, человек обретает или утрачивает волю к жизни. 1.Могу ли я быть в этом мире (есть ли у меня здесь пространство, опора)? 2.Принимаю ли я реальность такой, какая она есть (со всеми ухабами, ямами и т.п.)? 3.Что я люблю, чему я готов отдать своё сердце, какой мой индивидуальный набор мелочей, мой мешочек (например, симфонию Малера, чашку чая определённого сорта, прогулку в безоблачный звёздный вечер, игру с собакой, купание в лесном озерце). 4.Имею ли я право? (например, имею ли я право совершить ошибку, сказать начальнику: «Не кричите на меня!»). Оцените степень реализации каждого из этих побуждений в Вашем бытии. Если где-то есть брешь, это неизбежно будет подтачивать силу Вашей воли.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОЛЮ
С позиции нейропсихологии волевые решения и действия человек актуализирует благодаря определённым участкам головного мозга. Это префронтальная кора неокортекса, которая отвечает за возможность принимать решения на основе имеющейся информации, делать не то, что хочется, а то что надо, удерживать внимание на требуемых объектах, орбитальная кора, развитость которой помогает грамотно оценить возможные риски, лобные участки самого главного органа человека помогают преодолевать трудности и соблазны, сдерживаться при необходимости.
СВОЙСТВА ВОЛИ: ДЕТАЛЬНЫЙ ОБЗОР ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Общая психология не рассматривает волю обособленно, а изучает в составе эмоционально-волевой сферы. В рамках данного раздела воля имеет следующие свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность, ответственность, самостоятельность, инициативность, активность, выдержка и самоконтроль.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Целеустремлённость характеризуется умением ставить цели перед собой. Цели должны быть реалистичны, сформированные без частицы «не», то есть в положительном ключе, достижимы, измеряемы, экологичны, то есть их реализация не должна вредить себе или окружающим. Сформулировав цель, возьмите лист бумаги в вертикальном положении и отметьте в верхней части себя. Это Вы, когда достигните эту цель. Теперь дорисуйте длинный путь к конечному результату, обозначьте на нём то место, где Вы сейчас. Сколько уже пройдено, сколько нужно ещё сделать? Ставьте цели как можно чаще. Идёте на консультацию к психологу, задайте себе вопрос: «Что я хочу?», «Хочу, чтобы моя, охладевшая ко мне, жена, снова стала проявлять ко мне интерес», но это не цель, а желание. «Хочу понять причины безразличия ко мне со стороны жены и найти способы, чтобы она вновь воспылала ко мне страстью» - вполне может быть целью. По каким критериям я пойму, что достиг этой цели? Я увижу её горящий взор, обращённый в мою сторону, мы больше станем проводить времени вместе, ссоры будут происходит не чаще 1 раза в неделю, например.
И далее обязательно действия. На пути к цели человека обязательно подстерегают препятствия. И тут на арене возникает другое важнейшее качество воли – настойчивость. Суть его в том, чтобы не складывать лапки при появлении трудностей, а наоборот, радоваться им и спешить их преодолевать, философски относится к ошибкам, анализировать их и делать выводы, не наступать на одни и те же грабли. Чем больше человек в своей жизни способен преодолеть препятствий, тем больше развита его настойчивость. Нередко родители, пытаясь оградить своего ребёнка от потрясений, создают ему жизнь «под куполом», фрустрируя, таким образом, не только потребность в самостоятельности, но и блокируя развитие настырности, как свойства волевого поведения (не путать с напористостью как качеством темперамента, когда малыш истошно кричит и громко плачет, пока не добьётся своего).
Решительность характеризуется способностью быстро и чётко принимать решения и действовать. Очень важно не смешивать с импульсивностью (о том, как с ней справляться Вы прочитаете немного ниже). Самый большой враг решительности – сомнения. Метафорически эту внутреннюю борьбу можно выразить как путь героя, который встал на просеку и у него есть выбор двигаться прямо и стремительно, никуда не сворачивая, и достигнуть своей цели в любом случае, или, отвлекаясь на колебания, сходить с заданной тропы, то вправо - там угодил в болото, застрял, то влево – заблудился, попал в передрягу, и пока ещё вновь вернётся на избранную дорогу, может пройти немало времени, а потом вновь сбивается с установленного направления, и так продолжается снова, и снова.
Организованность ещё одно потрясающее свойство воли. Дисциплина и режим всегда присутствуют в любом спортивном интернате, суворовском, нахимовском, хореографическом (Вагановским) училищах. Эти воспитательные методы очень эффективны для выработки умения организовать свою деятельность и свой досуг.
Самостоятельность проявляется в способности в трудных жизненных ситуациях опираться не на других, а на себя. Да, если люди со сложившейся привычкой спрашивать совета у знакомых и родственников, следовать чьей-то указке. Это дурная манера, которая отнюдь не развивает внутренний локус контроля и совсем не способствует укреплению внутреннего стержня личности.
МОТИВАЦИЯ И ВОЛЯ
Эмоционально-волевая сфера очень тесно связана с мотивационной. Герой литературного произведения Полякова «Повесть о настоящем человеке», прототипом которого был реальный служивый, будучи тяжело раненым, полз огромное расстояние до деревни, прежде всего потому что, очень сильно хотел выжить (мотивация). Оставшись после хирургической операции без обеих ног, Алексей Мересьев очень явственно осознавал свои возможные перспективы, ведь статус страны победительницы не должен был омрачиться миллионами калек. И действительно, как случилось позднее - после войны тяжёлых инвалидов свозили на о.Валаам, откуда они уже не возвращались, подвешивали на верёвках на деревьях, подышать свежим воздухом, иногда забывали, оставляя замерзать, да и много было ещё страстей с изувеченными армейцами в стране, которой нужно было возрождаться из пепла. Лётчик не захотел смириться с такой участью. Он продолжал бороться за жизнь полноценного индивидуума.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА
Как это не странно, свой путь формирования воля человека начинает ещё в утробе его матери, и даже ещё незадолго до этого. То, сколько за 4 месяца до беременности будущая мама накопит в своём организме фолиевой кислоты, как будет развиваться нервная трубка у плода, а в дальнейшем мозг и ЦНС, будет или нет ММД у новорождённого – всё это заветные факторы дальнейшего зарождения и развития произвольной деятельности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Известный психолог Эрик Эриксон заметил, что в возрасте от 2-х до 4-лет ребёнок проходит очень интересный этап развития «Инициатива или чувство вины». Инициатива – это важное свойство произвольности (см. выше). Если папа и мама создают безопасную среду для своего малыша, который соответственно возрасту везде ползает, открывает дверцы, вываливает из шкафов и комодов одежду, гремит посудой, лазает без каких-либо ограничений на детской площадке, тогда есть все условия для развития у него инициативы и активной волевой деятельности, он абсолютно не боится приниматься за новое, совершить ошибку, сделать что-то не так. И, напротив, если ребёнка в его исследовательской активности постоянно ограничивают, ограждают от опасностей: «Ой, куда полез? Убьёшься!», контролируют, его привычная среда обитания небезопасна и родитель вынужден вмешиваться и тыркать, у будущего взрослого сформируется очень сильный страх сделать что-то не так, мотивация избегания неудачи, то есть поступать так, лишь бы не случилось чего, не совершить ошибку, а не мотивация достижения (когда человек, ничего не боясь, ставит перед собой реалистичные взрослые цели и двигается к ним, несмотря ни на что, идя на разумные риски, не опасаясь оплошать).
Важным тормозом в воспитании воли является гиперопекаемый стиль воспитания. В этом случае родители из самых лучших побуждений стараются оградить дитя от любых сложностей и проблем. А ведь настойчивость, как качество воли развивается из необходимости преодолевать трудности и препятствия на пути к заветной цели. И самостоятельность, как и решительность и целеустремлённость – тоже показатели произвольного поведения. От того, будет ли ребёнок или нет убирать за собой игрушки, сам есть с 6 месячного возраста, одеваться, собирать свои вещи на занятия – зависит сила его воли. Способствует развитию волевого поведения ребёнка, наличие возможности принимать решения и делать выбор, а также сталкиваться с естественными последствиями своих действий, это когда вляпался на прогулке во что-то, а потом застирал, чисто убрал, рассыпавшиеся чипсы на ковёр и т.д. Важно, почаще с 5 летнего возраста, и особенно в подростковом, задавать мальцу вопросы: «А что ты сам по этому поводу думаешь, как намерен поступить?»; так развивается его субъектность, как ценная часть личности. Не менее нужным является вовлечение ребёнка в принятие совместных решений. Замечательной традицией для этого может стать семейное обсуждение того, как провести выходные, отпуск, какого цвета будут стены после ремонта. В психологии очень многие явления сильно связаны между собой. Нарциссическая проекция на дитя и расширение «Я» родителя за счёт своего чада буквально являются воровством его жизни, способствуют порабощению воли подрастающего мальца. Когда мама и папа активно поддерживают исследовательский интерес своего малыша в возрасте почемучки, с живостью отвечая на все его бесконечные вопросы, положительно подкрепляя любое его увлечение, будь то листики или собачки, у ребёнка укрепляются и растут интересы, в отличии от ситуаций, где происходит слом: «Нет, ты это делать не будешь, надо идти в развивающий центр заниматься английским и шахматами, а да, ещё футболом». Такой удар по желаниям играет очень плохую службу в постановке целей и настойчивости в реализации собственной деятельности.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/ «Он ничего не хочет» - самая частая фраза, которые слышат психологи со стороны родителей школьников. Не хочет, потому что за него хотят и уже расписали большую часть его жизни, а когда он пробовал хотеть, эти его попытки очень жёстко обрубали.
С самого раннего возраста индивидуума необходимо аккуратно приучать находиться одному, формировать навык организовывать свой досуг (сделайте с ним карту интересов, на листе бумаги расположите пиктограммы того, что его увлекает, заскучав, он всегда сможет обратиться к данной схеме и выбрать для себя, чем заняться в свободную минутку). Важно учить ребёнка ждать, откладывать то, что хочется, но сейчас делать не нужно. Маленькие дети очень любят помогать, поддержите их в этом. Выполнение обязанностей желательно не навязывать, а предлагать выбрать из нескольких вариантов. Что ты хочешь делать на постоянной основе, мыть полы, наводить порядок на полочках на кухне, гладить бельё, драить плиту, чистить жаровой чайник? Выбирая, человек чувствует себя хозяином своей жизни. Посещение детского сада и школы способствует формированию внутренней дисциплины, умению действовать в команде, следовать правилам и инструкциям, развитию произвольности (непроизвольные действия – делаю то, что хочу, произвольные действия – делаю то, что надо) и произвольному вниманию, когда человек может в течении определённого и долгого времени сосредотачиваться на том, что надо, а не только на том, что интересно.
Ребёнок рождается с определённым количеством нейронов в головном мозге, однако синоптических связей между ними совсем немного, только для того, чтобы он мог дышать, сосать, кричать, то есть выжил. Однако потихонечку в результате взаимодействия малыша со средой и мамой нейронные сети разрастаются, с каждым годом усложняясь, именно поэтому крайне важно, чтобы в жизни мальца были условия формирования и развития всё новых, и новых соединений, то есть того, что способствует усилению свойств воли, а именно, целеустремлённости, настойчивости, выдержки, самоконтроля, организованности, инициативности, самостоятельности, решительности. Помните, каждый раз, не отступая перед трудностями, а наоборот, преодолевая их, Ваше дитя укрепляет новый путь от одной нервной клетки к другой. Метафорически это можно представить, как бросания камней в область брода, через которую переходит человек при каждом волевом действии, сколько проходов – столько и камней; со временем не нужно двигаться по колено в ледяной воде, ведь сложилась дорожка из породы от одного бережка к другому. Сообразно этому примеру, развиваются нейронные сети в лобных участках головного мозга и его префронтальной коре, способствуя волевому поведению. О сложностях волевого поведения в подростковом возрасте читайте в моей статье ПОДРОСТКОВАЯ ЛЕНЬ.
КАК РАЗВИТЬ СИЛУ ВОЛИ
1). Итак, мы вновь и вновь возвращаемся к формированию Я-идентичности. Человек с размытой эго-идентичностью – человек ведомый, легко следующий за кем-то или чем-то (модными распространёнными веяниями). Именно о лицах с диффузной идентичностью говорят, как о лентяях, раздолбаях, паразитирующих на более ответственных людях в семье или на работе. Э.Эриксон и Дж.Марсия помимо расплывчатой выделили ещё достигнутую эго-идентичность, а также мораторий и предрешённую, в зависимости от того, насколько удачно осуществлён поиск себя. При достигнутой идентичности активно производились исследования собственной личности и пришло полное понимание: «Кто я? Что я? Чего хочу от этой жизни? Какие мои сильные и слабые стороны характера?» При предрешённой - отсутствует поиск себя, но идентичность достигается, благодаря следованию за родителями, если же человек всё ещё ищет себя, но твёрдых ответов на вопросы «Кто я?» «В чём смысл моей жизни?» - нет, его идентичность находится в состоянии моратория. Выполните следующее упражнение. Заполните эту схему, сфокусируйте внимание на слабых секторах, работайте над их развитием.©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
2). Ставьте перед собой цели, преодолевайте препятствия на пути к ним. Помните, что воля развивается в трудностях, не бойтесь их, не жалейте себя.
3). Научитесь относится к проблемам как к математическим задачам, менее эмоционально, а дальше щёлкайте их как орешки.
4). Развивайте самоконтроль, например, очень хочется что-то сказать в ответ оппоненту молниеносно или устроить скандал, а Вы скажите себе: «Я сделаю это через полчаса», только обязательно осуществите своё желание в назначенный срок. Постепенно увеличивайте временной интервал до 1 часа, 2 часов…суток. Этот метод отложенного скандала крайне эффективен в борьбе с импульсивностью. Цепочку действенного акта можно представить в виде последовательности из следующих звеньев: желание (эмоция, влечение) – подумать (что я хочу сделать, насколько это экологично, какие будут последствия, как можно поступить иначе) – действие. Так вот, у импульсивных людей отсутствует среднее звено, то есть нужно вводить элемент «подумать». Прежде чем совершить импульсивное действие, остановитесь и спросите себя: «Зачем мне это? Какие будут исходы? К чему это приведёт? Как я отвечу за этот поступок?», так Вы выработаете в себе выдержку и самоконтроль.
5). Если Вы страдаете от прокрастинации, обратитесь к психологу или к психиатру за диагностикой этого состояния, возможно – это проявление невроза навязчивых состояний (ОКР) и потребуется помощь психиатра-психотерапевта. О психологических аспектах откладывания дел, а также о том, как научиться трудиться и чувствовать себя замечательно, Вы можете прочитать в моей статье А СЧАСТЬЕ-ТО СОВСЕМ РЯДОМ...НА РАБОТЕ.
6). Роберто Ассанджиоли рекомендовал ежедневно в течении 10 минут делать гимнастику после пробуждения и гулять каждый день в любую погоду длительное время.
7). Занимаясь каким бы то ни было видом деятельности, следите за тем, чтобы не отвлекаться, работать сосредоточенно. В помощь подойдёт метод Pomidoro. 1 помидор – это 25 минут, засеките время и «один помидор» ни на что не рассеивайтесь, а сосредоточенно занимайтесь своим делом. Далее, по желанию, можно отдохнуть, и приняться за следующий «помидор», а можно выполнить очередной «томат» сразу. Pomidoro Вы можете собрать сколько угодно. Таким образом, Вы приучаете свой организм к произвольному вниманию и поведению.
8). Приручи своего Немогуна. Представьте, что у Вас внутри живёт маленький тараканчик Немогун. Вот он на картинке. Изучите его: «Какой он? В какие минуты он проявляется особенно рьяно? Благодаря чему он так активен?». Закройте глаза и представьте противоположного ему таракана, изобразите его на листе бумаги, придумайте имя, например, Всёмогун, приручите насекомое, подумайте, что помогает ресурсному таракану быть сильным, какие слова, методы. Расположите вокруг указывающие на него стрелочки и на каждой напишите послания в поддержку себя активного, настойчивого и решительного. Например, «Я-классный», «У меня всё получится», «Я прекрасно справляюсь с задачами», «Я люблю трудиться», «Я усидчивый и терпеливый», «Я умный».
9). В каждом из нас живёт 3 субличности: Я-родитель, я-взрослый, я ребёнок. Любые эмоциональные проявления есть активности нашего внутреннего ребёнка, а вот внутренний взрослый очень трезво мыслит, замечательно контактирует с реальностью, он убедителен в своей логике, последовательности и разумности. Кроме того, внутренний взрослый является центром интеграции полётов, штабом личности, дирижёром оркестра из субличностей человека, ему они подчиняются. Как можно чаще включайте в работу своего внутреннего взрослого.
Если Вы понимаете важность силы воли для активной, здоровой и счастливой жизни, обязательно займитесь её развитием, сделать это нужно именно сейчас. Обращайтесь ко мне за психологической помощью, мы сможем продиагностировать именно Ваши причины затруднений в проявлении этого качества личности и начнём работу для его изменения в лучшую сторону. Записывайтесь на консультацию ЗДЕСЬ=>>
Комментарии
Весна требует мобилизации всех сил организма для обновления и роста, однако часто психика человека оказывает мощное сопротивление пробуждению жизни вокруг. Восстановив организм, развивая самоконтроль, можно научиться жить в ладу с природой.
Внутренние и внешние ресурсы есть повсюду. Нужно уметь их видеть и ими пользоваться. Восстанавливайте свои силы цветотерапией, положительными эмоциями, формированием позитивного информационного поля человека, обращайте внимание на прекрасное. И тогда ничто не помешает Вашей активной жизни. Статья о том, как это сделать.
Страх ораторства на публике отлично корректируется, если работать не только с его симптомами, но и с личностными особенностями, вызывающими этот страх у человека. Эти свойства личности следующие: перфекционизм, чрезмерная критика со стороны других людей, зависимость от чужого мнения, неуверенность в себе, социофобия, интроверсия, низкий уровень стрессоустойчивости. Цементирует эти кирпичи личный негативный детский и продростковый опыт ответов у доски и выступлений на сцене, обильно приправленный стыдом и насмешками сверстников.