Вверх по лестнице возрастных кризисов - Психолог в СПб

Перейти к контенту

Главное меню:

Вверх по лестнице возрастных кризисов

Статьи автора > Психология взрослых
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу.

Слово "кризис" имеет греческое происхождение, и один из многочисленных вариантов его перевода звучит как "переход".
Человек как личность, в отличии от растения, развивается не постепенно, а скачкообразно, а точнее переходообразно. Переходный период от одного этапа развития личности к другому и есть
возрастной кризис или кризис развития.
Кризис - это когда жить по-прежнему уже нельзя, а новые модели поведения ещё не выработались, ценностная система не откорректировалась, и непонятно как, и неизвестно как, а порой невыносимо жить.
Помимо возрастных кризисов есть личностные, семейные и экзистенциальные, но в этой статье я буду писать именно о возрастных кризисах.

Возрастной кризис - необходимость для развития личности

Часто исследователи сравнивают человека в кризисе с выросшим омаром, старый панцирь которого треснул, новый ещё не вырос, он оголён - настолько личность в этот период уязвима. Пройдёт время, омар вырастет и панцирь вновь станет мал и треснет, а омар до появления нового будет абсолютно беззащитен. Как правило, кризис переживается очень болезненно и мучительно. Самоубийства, автокатастрофы и другие несчастные случаи, а также разводы, браки (непродолжительные), рождение нежеланных детей, аборты происходят именно в возрастные кризисы. Смертность гениев в возрасте 35-42 лет во время «кризиса середины жизни» очень высока.
Если в кризисный период возникает психотравма или сильный страх, происходит значимое событие, то их следы сохраняются на всю жизнь этого человека.
Метафорически развитие личности можно представить в виде лестницы, где каждая ступень - возрастной кризис. Только есть у этой лестнице одна особенность: ступени высоки, и через ступень не перескочишь. Не удастся благополучно миновать (проскочить) какой-то из кризисов развития.
Если у человека нет возрастных кризисов, значит его личность не развивается. Хотите понять личность другого человека - обратите внимание на 2 аспекта:
- систему отношений личности: отношение к себе, отношение к другим, отношение к миру. Один из самых знаменитых русских психологов и психиатров В.Н.Мясищев писал, что личность - это система отношений к себе, к другим, к миру;
- на то как человек пережил и переживает свои кризисы.
Вам многое станет ясно об этом человеке.
В норме каждый человек проходит через следующие кризисы, ступени своего развития:
- кризис 3-х лет,
- кризис 7-ми лет,
- кризис 13-ти лет,
- кризис 18-ти лет,
- кризис 30-ти лет,
- кризис 37-42 лет.

Приблизительно в каждом из этих возрастов человек решает определённые задачи. От того, как он их решит, и зависит вся его дальнейшая жизнь, а главным образом, семейная (супружеские и детско-родительские отношения).
Теперь по порядку.

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ

В материнской утробе у пренейта (плода) общие с его матерью психические и телесные границы. Ребёнок рождается, его телесные границы становятся индивидуальными, а вот психические границы с матерью общие, до 3-х лет. В три года (приблизительно) ребёнок заявляет "Я сам" и происходит его психологическое рождение - он отделяется от матери. Ребёнок ощущает в себе источник воли, ему непременно нужно настоять на своём - так на самом деле он утверждает своё "Я". Главное, не переносить эту детскую привычку во взрослость.
В 3 года снижается непосредственность, могут появиться тайны и симптом "горькой конфеты" - когда ребёнку плохо - он старается этого не показывать, манерничанье (строит из себя взрослого и много знающего). Не дадите ребёнку утвердить свою волю, ощутить своё "Я"
получите в ответ двойную порцию негативизма и пятикратную упрямства.
Многие родители опасаются наступления этого непростого для них кризиса, а напрасно. Горазда хуже, когда ребёнок не проживает этот кризис, или родители пытаются задавить его волю и его "Я". На выходе они получают беспомощного, зависимого, инфантильного или чрезмерно упрямого человека. Грамотный родитель поддержит ребёнка в его первый кризис и поможет с ним справиться. О том, как это сделать читайте статью "Кризис 3-х лет у ребёнка".

КРИЗИС 6 -7 ЛЕТ - РОЖДЕНИЕ "Я СОЦИАЛЬНОГО"

От чего дети идут в школу именно в 7 лет? Ни в 5, ни в 9, а именно в 7 лет. Потому что именно школа - прекрасное решение для переживания кризиса 7-ми лет. Суть его в следующем. Ребёнок созрел для активной социальной жизни. Он больше не хочет быть малышом, занятым только игрой, ему хочется узнавать новое, действовать как взрослый, соблюдать правила, следовать социальным нормам.
Часто в 6-8 лет дети совершают вандализм по отношению к своим прошлым игрушкам - они напоминают, что ещё совсем недавно "Я был крохой", сильно капризничают, хамят родителям, а те недоумевают: "Неужели их ребёнок - акселерат и находится на пороге подросткового возраста?" Приобретение нового социального статуса школьника и возможность проявить самостоятельность, например, при делании уроков, прекрасно решает все проблемы этого периода.
Увы, многие современные дети, не испытывают всё вышеперечисленное перед тем, как идти в 1-й класс, и это - очень тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что кризис откладывается, и ребёнок не созрел для активной социальной жизни, к соблюдению школьных правил и норм. Проанализируйте, как развивается социальное "Я" вашего ребёнка, насколько он самостоятельный, ответственный, много ли помогает Вам и всем членам Вашей семьи по дому, может ли следовать установленным правилам, с удовольствием ли общается с другими детьми на равных. Если "Я-социальное" не рождается, значит речь идёт об эмоционально-волевой незрелости или инфантильности.
Помните о том, что через ступени на лестнице кризисов перешагивать нельзя - себе дороже. Нужно мужественно, поэтапно пройти через все жизненно значимые этапы, иначе где-нибудь в 37-42 кризис будет мучительно раздирать, собственная жизнь станет восприниматься как абсолютно чужая, не своя, в полной мере почувствуется горечь о напрасно прожитой жизни.

КРИЗИС 13 ЛЕТ «МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ»

Самый трудный возраст в жизни человека. Подросток не ребёнок, и ещё не взрослый, он маргинал. Из-за этого у подростков очень слабое "Я", которое они пытаются усилить с помощью группирования в клики (группы по 3-5 человек). В них слабость "Я" незаметна, "Я" поглощается сильным "МЫ". С другой стороны, нужно поскорее отделиться от родителей, почувствовать долгожданную независимость от них, при этом снижается самоконтроль, а эмоции - противоречивы и очень сильны, гормоны и смена жизненных приоритетов убивают любое понимание, что нужно вообще-то учиться и помогать родителям.
Подростковый кризис - это, прежде всего, кризис идентичности, самоопределения. Подобные вопросы в основном исследовались американскими психологами и Э.Эриксоном, поэтому их очень сложно излагать по-русски, звучит противоестественно и коряво.
В идентичности личности - единство прошлого, настоящего и будущего. В Самоопределении согласовываются природные склонности и таланты подростка с тем, что в него заложили родители. Чувство идентичности определяет цели, направления жизни и её смысл. Полная личностная идентичность достигнута тогда, когда подросток проходит через процесс принятия решений в сфере жизненных ценностей, плана будущего профессионального пути и семьи и достигает в результате ясной картины, кто он и чем он будет заниматься в будущем. "Предрешённая идентичность" формируется тогда, когда подросток минует процесс поиска себя и сразу приходит к готовым решениям, того, как ему жить. Как правило, а подобных ситуациях сильно влияние родителей. При "Диффузии идентичности" вопросы, связанные с самоопределением, избегаются подростком. При "Моратории идентичности" подросток находится в середине своего жизнеопределяющего пути: кто он, какие его ценности, какой он выберет себе профессию? Оптимальными для развития подростка являются достигнутая идентичность и мораторий идентичности.
Подробно об этом кризисе взросления читайте в статье "Психологические трудности подростков".
Признавая независимость личности подростка, не критикуя референтную группу своего ребёнка и его друзей, с пониманием относясь к подростковой лени, родитель сможет стать близким своему ребёнку, и отчуждение от взрослых, типичное для переходного возраста, обойдётся без тяжёлых последствий для будущего семьи.

КРИЗИС 18 ЛЕТ "ВЫРЫВАНИЕ КОРНЕЙ"

Известная журналистка Гейл-Шихи, одна из первых блистательно написавшая во второй половине 20 века о возрастных кризисах, обозначила важнейшую задачу для личности в 18 лет. В 18 лет (+,- несколько лет) нужно оторваться от родителей. Идеально, если в этом нежном возрасте начать жить отдельно и самостоятельно от них. Человеку важно ощутить, что он сам строит "самого себя".
По мнению Гейл-Шихи у молодого человека два варианта. Первый, вырвать корешок, посмотреть на него и сказать «А я и сам так считаю» и положить обратно, но уже как свой, либо вырвать и выкинуть, в этом случае молодой человек/девушка полон/полна протестных реакций (пьянство, бесконечные случайные сексуальные связи, проматывание материальных благ, сектанты и т.д.).
Невозможно построить полноценную семью, если корни не вырваны. Между супругами постоянно будут вставать их родители. А ведь такая картина встречается, когда супругам и по 40 лет. Кто из них не прошёл через этот важный кризис?
Гейл-Шихи сравнивает душу человека с двуликим Янусом. Одно лицо устремлено внутрь жилища: жаждет тепла, уюта, привычного, а другое наружу: стремиться к неизведанному, риску, жизненным испытаниям. Вот и молодые люди часто рвутся в мир, а потом набив шишек, возвращаются в родную семью, часто как бедненькие и несчастненькие, с настоящими физическими травмами.
Если кризис 18-ти лет прожит успешно, и родители не ведут себя так, что от них приходится уезжать в другой город, чтобы создать свою собственную семью, человек выходит на новый, качественно другой уровень взаимодействия со своими родителями. Он ведёт себя с ними уже как взрослый и может самостоятельно принимать жизненно важные решения и заботиться о них.

КРИЗИС 25 ЛЕТ "СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА"

В 22-26 в голове у молодого человека уже должен быть перспективный план своей жизни. Отличительной особенностью его является максимализм: «полюбить так королеву, проиграть так миллион», «Большие Надежды», стремление достичь небывалых высот в профессии, жажда известности, невероятная уверенность в своих силах: «Я непременно стану лучшим». В 30 лет реальность «бьёт» по голове.
Суть этого кризиса в сильном желании достижений и понимании, что молодость закончена, возможности ограничены. Реальность давит на плечи и шепчет «Приземлись!». У женщин кризис 30-ти лет осложняется стремлением родить, пока ещё не поздно, и пониманием того, что время делать карьеру утекает. Разрешается кризис осознанием, что планы нужно корректировать в соответствии с тем, что есть на данный момент. Конец активной деятельной жизни не за горами, время, когда что-то можно сделать ограничено.
Суть всех кризисов развития в противоречиях между освобождением от психологических защит, стремлении отделиться от родителей, стать автономной личностью, реализовать себя в жизни и ограниченностью возможностей.

КРИЗИС 37-42 ЛЕТ «СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ»

Наиболее драматичный из всех кризисов. Очень много литературных произведений и художественных фильмов снято о переживании этого кризиса человеком.
Все нерешённые в предыдущих кризисах проблемы обостряются в кризисе «середины жизни».
Частые симптомы этого кризиса:
-опустошённость,
-ощущение «загнанности в угол в карьере или браке»,
-хроническая нехватка времени,
-депрессия,
-жалость к себе,
-отказ от достигнутого,
-потеря интереса ко многим ранее значимым сторонам жизни,
-изменение ценностных ориентиров,
-более свободное, эксцентричное поведение.
«Кризис середины жизни» - этот психологический термин создала американская журналистка Гейл-Шихи, активно занимающаяся социальной психологией в 70-х годах 20 века.
Прекрасная метафора этого кризиса принадлежит ей: «Представьте, что Вы на автомобиле двигаетесь по бесконечной дороге, по обе стороны от неё разворачиваются прекрасные пейзажи: реки, море, поля, леса, луга. И тут Вы видите дорога серпантином идёт вниз, а там огромная чёрная дыра. Дыра
это конец всему, и туда Ваш путь. Конечно раньше Вы полагали, что дорога рано или поздно закончиться, но это казалось таким отдалённым, а теперь можно даже рассчитать расстояние до этой чёрной дыры, и она совсем рядом». Человек, переживающий «кризис середины жизни» начинает больше ценить время, проводимое со своими близкими, вечные ценности становятся более значимыми, чем карьера и деньги. Мужчины могут исполняться нежностью и сентиментальностью. Женщины могут кардинально менять приоритеты в своей жизни: дама, которая 15 лет была домохозяйкой и воспитывала детей, внезапно забрасывает все свои домашние дела и рвётся делать карьеру, или, наоборот, карьеристка рожает ребёнка, а то и двоих подряд. 37 лет время женских измен. Мужчин охватывает ужас при виде плеши, животика и понимания, что сексуальные подвиги очень скоро прекратятся. Самоутвердиться помогает роман с более молодой женщиной, однако это - временное обезболивание.
Кроме того, каждый возрастной кризис массированный удар по браку
желание сменить брачного (бракованного) партнёра очень велико.
Лишь только осмысление и принятие реальности, опора на свои способности и их реализация, приоритет вечных ценностей помогают справиться с ощущением недалёкого конца.
«Кризис середины жизни» наиболее остро переживается состоятельными людьми, особенно, если они долго и упорно добивались достигнутого. «Стоило столько тратить сил?» нередко мучающий их в этом возрасте вопрос.
А если кризисы развития возникают у нескольких членов семьи сразу? Семье трудно устоять…
Гейл-Шихи назвала такое явление «Семейным узлом». Например, папа, переживающий «кризис середины жизни», исполненный нежностью, бросается наладить отношения со своим ребёнком-подростком, а тот стремиться отделиться от родителей, переживая подростковый кризис, и отец ему противен, а мама, переживая кризис в 37 лет пытается завести любовника.
Ещё крепче затягивает этот узел стадия семейной жизни "Эксперементирование с независимостью".

«Семейный узел» - кризисная семья. Спасение только в том, чтобы каждому заниматься своим кризисом и не мешать другому справляться со своим, а только всецело поддерживать.
Кризисы переживать нелегко, но необходимо для собственного личностного развития, продуктивной жизни и счастья. Не бойтесь кризисов, радуйтесь их появлению. При напряжённой работе личности над собой в эти периоды, при полноценном проживании, а не подавлении эмоций, Вы изменитесь, и в дальнейшем у Вас не возникнет ощущения, что Вы живёте не своей, а какой-то чужой или придуманной кем-то жизнью. Кризис
это возможность реализовать свои способности и пройти свой неповторимый путь, максимально полно прочувствовать и талантливо создать…

Обращение в такие периоды жизни человека к психологу является наиболее частым, максимально эффективным и оправданным. Специалист поможет использовать это время для принятия нужных решений, постановки целей и совершения активных действий для обретения нового себя.
Храмченко Надежда
18.05.2014


Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) на своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

КОММЕНТАРИИ

Комментариев нет

СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

Кризис в семье искушает разводом. Как выдержать это испытание с честью и укрепить семью?..

ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ

Весна требует мобилизации всех сил организма для обновления и роста, однако психика человека оказывает мощное сопротивление проблуждению жизни...

Бесплатный выезд на дом
Акция "Утро с психологом". 40% скидка для индивидуальных консультаций с 8 до 13 часов в п.Песочный (м.Озерки)
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Первичная семейная консультация - 2000 руб. Повторные - 1000 руб. при встречах не реже 1 раз в 10 дней. Консультация длится 2 часа.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ЛЕВШЕЙ ОЧНО ИЛИ ПО СКАЙПУ
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика