Вверх по лестнице возрастных кризисов - Психолог

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Вверх по лестнице возрастных кризисов

Статьи автора > Психология взрослых
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу. Не воруй, брат!

Слово "кризис" имеет греческое происхождение, и один из многочисленных вариантов его перевода звучит как "переход".
Человек как личность, в отличии от растения, развивается не постепенно, а скачкообразно, а точнее переходообразно. Переходный период от одного этапа развития личности к другому и есть
возрастной кризис или кризис развития.
Кризис - это когда жить по-прежнему уже нельзя, а новые модели поведения ещё не выработались, ценностная система не откорректировалась, и непонятно как, и неизвестно как, а порой невыносимо жить.
Помимо возрастных кризисов есть личностные, семейные и экзистенциальные, но в этой статье я буду писать именно о возрастных кризисах.

Возрастной кризис - необходимость для развития личности

Часто исследователи сравнивают человека в кризисе с выросшим омаром, старый панцирь которого треснул, новый ещё не вырос, он оголён - настолько личность в этот период уязвима. Пройдёт время, омар вырастет и панцирь вновь станет мал и треснет, а омар до появления нового будет абсолютно беззащитен. Как правило, кризис переживается очень болезненно и мучительно. Самоубийства, автокатастрофы и другие несчастные случаи, а также разводы, браки (непродолжительные), рождение нежеланных детей, аборты происходят именно в возрастные кризисы. Смертность гениев в возрасте 35-42 лет во время «кризиса середины жизни» очень высока.
Если в кризисный период возникает психотравма или сильный страх, происходит значимое событие, то их следы сохраняются на всю жизнь этого человека.
Метафорически развитие личности можно представить в виде лестницы, где каждая ступень - возрастной кризис. Только есть у этой лестнице одна особенность: ступени высоки, и через ступень не перескочишь. Не удастся благополучно миновать (проскочить) какой-то из кризисов развития.
Если у человека нет возрастных кризисов, значит его личность не развивается. Хотите понять личность другого человека - обратите внимание на 2 аспекта:
- систему отношений личности: отношение к себе, отношение к другим, отношение к миру. Один из самых знаменитых русских психологов и психиатров В.Н.Мясищев писал, что личность - это система отношений к себе, к другим, к миру;
- на то как человек пережил и переживает свои кризисы.
Вам многое станет ясно об этом человеке.
В норме каждый человек проходит через следующие кризисы, ступени своего развития:
- кризис 3-х лет,
- кризис 7-ми лет,
- кризис 13-ти лет,
- кризис 18-ти лет,
- кризис 30-ти лет,
- кризис 37-42 лет.

Приблизительно в каждом из этих возрастов человек решает определённые задачи. От того, как он их решит, и зависит вся его дальнейшая жизнь, а главным образом, семейная (супружеские и детско-родительские отношения).
Теперь по порядку.

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ

В материнской утробе у пренейта (плода) общие с его матерью психические и телесные границы. Ребёнок рождается, его телесные границы становятся индивидуальными, а вот психические границы с матерью общие, до 3-х лет. В три года (приблизительно) ребёнок заявляет "Я сам" и происходит его психологическое рождение - он отделяется от матери. Ребёнок ощущает в себе источник воли, ему непременно нужно настоять на своём - так на самом деле он утверждает своё "Я". Главное, не переносить эту детскую привычку во взрослость.
В 3 года снижается непосредственность, могут появиться тайны и симптом "горькой конфеты" - когда ребёнку плохо - он старается этого не показывать, манерничанье (строит из себя взрослого и много знающего). Не дадите ребёнку утвердить свою волю, ощутить своё "Я"
получите в ответ двойную порцию негативизма и пятикратную упрямства.
Многие родители опасаются наступления этого непростого для них кризиса, а напрасно. Горазда хуже, когда ребёнок не проживает этот кризис, или родители пытаются задавить его волю и его "Я". На выходе они получают беспомощного, зависимого, инфантильного или чрезмерно упрямого человека. Грамотный родитель поддержит ребёнка в его первый кризис и поможет с ним справиться. О том, как это сделать читайте статью "Кризис 3-х лет у ребёнка".


КРИЗИС 6 -7 ЛЕТ - РОЖДЕНИЕ "Я СОЦИАЛЬНОГО"

От чего дети идут в школу именно в 7 лет? Ни в 5, ни в 9, а именно в 7 лет. Потому что именно школа - прекрасное решение для переживания кризиса 7-ми лет. Суть его в следующем. Ребёнок созрел для активной социальной жизни. Он больше не хочет быть малышом, занятым только игрой, ему хочется узнавать новое, действовать как взрослый, соблюдать правила, следовать социальным нормам.
Часто в 6-8 лет дети совершают вандализм по отношению к своим прошлым игрушкам - они напоминают, что ещё совсем недавно "Я был крохой", сильно капризничают, хамят родителям, а те недоумевают: "Неужели их ребёнок - акселерат и находится на пороге подросткового возраста?" Приобретение нового социального статуса школьника и возможность проявить самостоятельность, например, при делании уроков, прекрасно решает все проблемы этого периода.
Увы, многие современные дети, не испытывают всё вышеперечисленное перед тем, как идти в 1-й класс, и это - очень тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что кризис откладывается, и ребёнок не созрел для активной социальной жизни, к соблюдению школьных правил и норм. Проанализируйте, как развивается социальное "Я" вашего ребёнка, насколько он самостоятельный, ответственный, много ли помогает Вам и всем членам Вашей семьи по дому, может ли следовать установленным правилам, с удовольствием ли общается с другими детьми на равных. Если "Я-социальное" не рождается, значит речь идёт об эмоционально-волевой незрелости или инфантильности.
Помните о том, что через ступени на лестнице кризисов перешагивать нельзя - себе дороже. Нужно мужественно, поэтапно пройти через все жизненно значимые этапы, иначе где-нибудь в 37-42 кризис будет мучительно раздирать, собственная жизнь станет восприниматься как абсолютно чужая, не своя, в полной мере почувствуется горечь о напрасно прожитой жизни.


КРИЗИС 13 ЛЕТ «МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ»

Самый трудный возраст в жизни человека. Подросток не ребёнок, и ещё не взрослый, он маргинал. Из-за этого у подростков очень слабое "Я", которое они пытаются усилить с помощью группирования в клики (группы по 3-5 человек). В них слабость "Я" незаметна, "Я" поглощается сильным "МЫ". С другой стороны, нужно поскорее отделиться от родителей, почувствовать долгожданную независимость от них, при этом снижается самоконтроль, а эмоции - противоречивы и очень сильны, гормоны и смена жизненных приоритетов убивают любое понимание, что нужно вообще-то учиться и помогать родителям.
Подростковый кризис - это, прежде всего, кризис идентичности, самоопределения. Подобные вопросы в основном исследовались американскими психологами и Э.Эриксоном, поэтому их очень сложно излагать по-русски, звучит противоестественно и коряво.
В идентичности личности - единство прошлого, настоящего и будущего. В Самоопределении согласовываются природные склонности и таланты подростка с тем, что в него заложили родители. Чувство идентичности определяет цели, направления жизни и её смысл. Полная личностная идентичность достигнута тогда, когда подросток проходит через процесс принятия решений в сфере жизненных ценностей, плана будущего профессионального пути и семьи и достигает в результате ясной картины, кто он и чем он будет заниматься в будущем. "Предрешённая идентичность" формируется тогда, когда подросток минует процесс поиска себя и сразу приходит к готовым решениям, того, как ему жить. Как правило, а подобных ситуациях сильно влияние родителей. При "Диффузии идентичности" вопросы, связанные с самоопределением, избегаются подростком. При "Моратории идентичности" подросток находится в середине своего жизнеопределяющего пути: кто он, какие его ценности, какой он выберет себе профессию? Оптимальными для развития подростка являются достигнутая идентичность и мораторий идентичности.
Подробно об этом кризисе взросления читайте в статье "Психологические трудности подростков".
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Признавая независимость личности подростка, не критикуя референтную группу своего ребёнка и его друзей, с пониманием относясь к подростковой лени, родитель сможет стать близким своему ребёнку, и отчуждение от взрослых, типичное для переходного возраста, обойдётся без тяжёлых последствий для будущего семьи.

КРИЗИС 18 ЛЕТ "ВЫРЫВАНИЕ КОРНЕЙ"

Известная журналистка Гейл-Шихи, одна из первых блистательно написавшая во второй половине 20 века о возрастных кризисах, обозначила важнейшую задачу для личности в 18 лет. В 18 лет (+,- несколько лет) нужно оторваться от родителей. Идеально, если в этом нежном возрасте начать жить отдельно и самостоятельно от них. Человеку важно ощутить, что он сам строит "самого себя".
По мнению Гейл-Шихи у молодого человека два варианта. Первый, вырвать корешок, посмотреть на него и сказать «А я и сам так считаю» и положить обратно, но уже как свой, либо вырвать и выкинуть, в этом случае молодой человек/девушка полон/полна протестных реакций (пьянство, бесконечные случайные сексуальные связи, проматывание материальных благ, сектанты и т.д.).
Невозможно построить полноценную семью, если корни не вырваны. Между супругами постоянно будут вставать их родители. А ведь такая картина встречается, когда супругам и по 40 лет. Кто из них не прошёл через этот важный кризис?
Гейл-Шихи сравнивает душу человека с двуликим Янусом. Одно лицо устремлено внутрь жилища: жаждет тепла, уюта, привычного, а другое наружу: стремиться к неизведанному, риску, жизненным испытаниям. Вот и молодые люди часто рвутся в мир, а потом набив шишек, возвращаются в родную семью, часто как бедненькие и несчастненькие, с настоящими физическими травмами.
Если кризис 18-ти лет прожит успешно, и родители не ведут себя так, что от них приходится уезжать в другой город, чтобы создать свою собственную семью, человек выходит на новый, качественно другой уровень взаимодействия со своими родителями. Он ведёт себя с ними уже как взрослый и может самостоятельно принимать жизненно важные решения и заботиться о них.


КРИЗИС 25 ЛЕТ "СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА"

В 22-26 в голове у молодого человека уже должен быть перспективный план своей жизни. Отличительной особенностью его является максимализм: «полюбить так королеву, проиграть так миллион», «Большие Надежды», стремление достичь небывалых высот в профессии, жажда известности, невероятная уверенность в своих силах: «Я непременно стану лучшим». В 30 лет реальность «бьёт» по голове.
Суть этого кризиса в сильном желании достижений и понимании, что молодость закончена, возможности ограничены. Реальность давит на плечи и шепчет «Приземлись!». У женщин кризис 30-ти лет осложняется стремлением родить, пока ещё не поздно, и пониманием того, что время делать карьеру утекает. Разрешается кризис осознанием, что планы нужно корректировать в соответствии с тем, что есть на данный момент. Конец активной деятельной жизни не за горами, время, когда что-то можно сделать ограничено.
Суть всех кризисов развития в противоречиях между освобождением от психологических защит, стремлении отделиться от родителей, стать автономной личностью, реализовать себя в жизни и ограниченностью возможностей.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

 

КРИЗИС 40-43 ЛЕТ «СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ»

Наиболее драматичный из всех кризисов. Очень много литературных произведений и художественных фильмов снято о переживании этого кризиса человеком.
Все нерешённые в предыдущих кризисах проблемы обостряются в кризисе «середины жизни».
Частые симптомы этого кризиса:
-опустошённость,
-ощущение «загнанности в угол в карьере или браке»,
-хроническая нехватка времени,
-депрессия,
-жалость к себе,
-отказ от достигнутого,
-потеря интереса ко многим ранее значимым сторонам жизни,
-изменение ценностных ориентиров,
-более свободное, эксцентричное поведение.
«Кризис середины жизни» - этот психологический термин создала американская журналистка Гейл-Шихи, активно занимающаяся социальной психологией в 70-х годах 20 века.
Прекрасная метафора этого кризиса принадлежит ей: «Представьте, что Вы на автомобиле двигаетесь по бесконечной дороге, по обе стороны от неё разворачиваются прекрасные пейзажи: реки, море, поля, леса, луга. И тут Вы видите дорога серпантином идёт вниз, а там огромная чёрная дыра. Дыра
это конец всему, и туда Ваш путь. Конечно раньше Вы полагали, что дорога рано или поздно закончиться, но это казалось таким отдалённым, а теперь можно даже рассчитать расстояние до этой чёрной дыры, и она совсем рядом». Человек, переживающий «кризис середины жизни» начинает больше ценить время, проводимое со своими близкими, вечные ценности становятся более значимыми, чем карьера и деньги. Мужчины могут исполняться нежностью и сентиментальностью. Женщины могут кардинально менять приоритеты в своей жизни: дама, которая 15 лет была домохозяйкой и воспитывала детей, внезапно забрасывает все свои домашние дела и рвётся делать карьеру, или, наоборот, карьеристка рожает ребёнка, а то и двоих подряд. 37 лет время женских измен. Мужчин охватывает ужас при виде плеши, животика и понимания, что сексуальные подвиги очень скоро прекратятся. Самоутвердиться помогает роман с более молодой женщиной, однако это - временное обезболивание.
Кроме того, каждый возрастной кризис массированный удар по браку
желание сменить брачного (кажущегося бракованным) партнёра очень велико.
Лишь только осмысление и принятие реальности, опора на свои способности и их реализация, приоритет вечных ценностей помогают справиться с ощущением недалёкого конца.
«Кризис середины жизни» наиболее остро переживается состоятельными людьми, особенно, если они долго и упорно добивались достигнутого. «Стоило столько тратить сил?» нередко мучающий их в этом возрасте вопрос.
А если кризисы развития возникают у нескольких членов семьи сразу? Семье трудно устоять…
Гейл-Шихи назвала такое явление «Семейным узлом». Например, папа, переживающий «кризис середины жизни», исполненный нежностью, бросается наладить отношения со своим ребёнком-подростком, а тот стремиться отделиться от родителей, переживая подростковый кризис, и отец ему противен, а мама, переживая кризис в 41 лет пытается завести любовника.
Ещё крепче затягивает этот узел стадия семейной жизни "Эксперементирование с независимостью".

«Семейный узел» - кризисная семья. Спасение только в том, чтобы каждому заниматься своим кризисом и не мешать другому справляться со своим, а только всецело поддерживать.

В российском мировозрении существует две возрастные эпохи: молодость и старость. А где же зрелость? 40-летние люди вынуждены с ужасом из молодости скакнуть в "вечер жизни", фактически переживая новый кризис идентичности. В растерянности человек примиряет на себя старчество или откатывается обратно в подростковость: женщины начинают активную борьбу за то, чтобы быть девушкой, мужчины находят 20-летних и заводят с ними головокружительные романы, переживая "синдром уходящего поезда", выбирая тинейджерские увлечения. Фактически не проживается самый важный возрастной этап жизни человека, ЗРЕЛОСТЬ. Когда не совершаются ошибки, характерные для юных, шишки все набиты, коммуникативные навыки максимально развиты, есть жизненный опыт. Однако эта эпоха в жизни человека не для всех. Она, как награда за мудрость, терпение, опыт, знание, вечные ценности и любовь. Период с 40-70 - это время плодотворной активности и созидания, радости и наслаждения бытиём и общением с близкими. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Кризисы переживать нелегко, но необходимо для собственного личностного развития, продуктивной жизни и счастья. Не бойтесь кризисов, радуйтесь их появлению. При напряжённой работе личности над собой в эти периоды, при полноценном проживании, а не подавлении эмоций, Вы изменитесь, и в дальнейшем у Вас не возникнет ощущения, что Вы живёте не своей, а какой-то чужой или придуманной кем-то жизнью. Кризис это возможность реализовать свои способности и пройти свой неповторимый путь, максимально полно прочувствовать и талантливо создать…

Обращение в такие периоды жизни человека к психологу является наиболее частым, максимально эффективным и оправданным. Специалист поможет использовать это время для принятия нужных решений, постановки целей и совершения активных действий для обретения нового себя. Записаться на консультацию в приёмной психолога, у Вас на дому, по скайпу, по телефону, можно здесь=>=>=>

Храмченко Надежда
18.05.2014

КОММЕНТАРИИ
1 комментарий
Средняя оценка: 110.0/5

Я
2018-05-17 22:13:06
Очень интересно, спасибо

ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ

Весна требует мобилизации всех сил организма для обновления и роста, однако психика человека оказывает мощное сопротивление проблуждению жизни...

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. ВЕЧНАЯ МАНИЯ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ

Перфекционизм не может быть полезным качеством, ведь причина его в непринятии себя и вписывании своей жизни в рамки несуществующего эталона. Нужно искать альтернативы...

Бесплатный выезд на дом
Акция "Утро с психологом". 40% скидка для индивидуальных консультаций с 8 до 13 часов в п.Песочный (м.Озерки)
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Первичная семейная консультация - 2000 руб. Повторные - 1000 руб. при встречах не реже 1 раз в 10 дней. Консультация длится 2 часа.
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
700 руб.-1 час


 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика