Одиночество ребёнка - Психолог в СПб

Перейти к контенту

Главное меню:

Одиночество ребёнка

Статьи автора > Детская психология
Убедительная просьба, не копировать частично или полностью текст статьи, не размещать на сайтах и блогах, не присваивать авторство этому материалу.

Одиночество ребёнка явление многогранное, однако позитивной в нём может быть только одна грань, когда одиночество - потребность  ребёнка с определённым складом характера. Таким детям хорошо наедине с собой, им есть чем заняться, у них много интересов, не связанных с общением. Как правило, эти дети обладают высоким интеллектом и часто талантливы. Их одиночество добровольный выбор, им не интересно общение, в мире для них много иных привлекательных вещей помимо взаимодействия с людьми, и часто хочется побыть одним.
Остальные грани детского одиночества
трагичны. Если ребёнок чувствует себя одиноким среди близких ему взрослых, значит, им попросту нет до него дела. Конечно, родственники могут интересоваться его питанием, внешним видом, успеваемостью в школе, беспокоиться об его взаимоотношениях со сверстниками, но главным, а именно переживаниями ребёнка, его интересами, его мечтами, его фантазиями, его чувствами нет. Поэтому он ощущает себя заброшенным и покинутым. Для психического здоровья ребёнка любого возраста это очень плохо, особенно для самых маленьких. Может ли новорождённый или младенец быть одиноким? Да, может. Когда не удовлетворяются его основные потребности, от которых зависит выживание, а это еда, сухие пелёнки, тёплые слова и тактильные (руками) контакты с близким взрослым. Последствия такого одиночества недоверие всему миру и всем людям в течение всей жизни, чувство вины за свои действия, плохое отношение к себе, неверие в то, что для кого-то такой человек, ставши взрослым, может быть очень нужным и любимым, если конечно не проработать эту тяжёлую проблему вовремя.
У детей постарше - чувство невыносимой тревоги, сопровождающей все действия ребёнка и взаимодействия с другими людьми
последствия этого отвержения со стороны взрослых. Корни этой тревоги в низком самоотношении ребёнок не ценит себя, как не ценили его ближние. Одинокому ребёнку свойственно испытывать страх быть отверженным при знакомстве с другими детьми и взрослыми. Именно этот страх, что «тебя не примут» заставляет их избегать контактов с людьми. Возникает порочный круг. Страх отвержения одиночество тоска от покинутости тревога, так как никто не создаёт ощущения безопасности в этом непредсказуемом мире опять одиночество. ТОСКА и ТРЕВОГА могут быть настолько сильными, что развивается невроз слишком противоестественно для детской психики оставаться наедине со своими неразделёнными негативными тяжёлыми ЭМОЦИЯМИ. Вряд ли у ребёнка с такими тягостными переживаниями  будут светлые воспоминания о своём счастливом детстве.
Одна из распространённых причин детского одиночества
несоответствие ожиданий родителей, каким будет их ребёнок с тем, кем на самом деле он является. Родитель может надеяться, что его ребёнок окажется активным, общительным, с определёнными способностями, а растёт прямо противоположный малыш медлительный копуша, интроверт. Родитель пытается его активизировать, расшевелить, ребёнок не вылезает из развивающих студий, но всё равно не тот, каким должен быть в представлениях своих родителей. В итоге возникает детский невроз. И лишь потому, что родитель не учёл, то о чём он мечтал, формируется на определённой базе темпераменте. Темперамент врождённое психическое свойство, переделать его нельзя. Нужно лишь знать какой темперамент у Вашего ребёнка и обязательно учитывать его во всех воспитательных мероприятиях.
Наиболее популярная классификация темперамента в психологии по Гераклиту: 4 типа (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник). Темперамент даётся природой, на его основе формируется характер. Изменить темперамент невозможно, можно лишь повлиять на развитие характера. В зависимости от того, какой у человека темперамент складывается определенный тип взаимоотношений с окружающими его людьми. Холерик очень горячий, вспыльчивый, с сильными чувствами, но, к сожалению, очень не долгими
быстро загораются и также быстро затухают, детки-холерики часто дерутся и ссорятся, в тоже время из них получаются яркие эмоциональные лидеры. Сангвиникам свойственно заводить мимолётные отношения, которые не отличаются глубиной и крепостью, однако приятелей у них очень много, флегматики отличаются спокойствием во взаимодействии с людьми, бури страстей и сильные переживания - не для них, а вот меланхолики - дети и взрослые, которые умеют очень глубоко и мощно чувствовать и переживать. У них мало друзей, зато это друзья навек. Они очень сильно к ним привязываются.
Ребёнок-флегматик меньше остальных будет страдать от своего одиночества, а вот если меланхолик станет непопулярным среди своих сверстников, его переживания будут очень сильны. Именно меланхолики очень ранимы, именно эти дети наиболее терзаются своим одиночеством. Им необходим один друг, очень близкий, очень верный, навсегда, или хотя бы надолго. Меланхоликов нужно слушать, сочувствовать, сопереживать, сорадоваться им.
Вообще, лучший рецепт от детского одиночества для взрослых
научиться проживать жизнь Вашего ребёнка ВМЕСТЕ с ним: вместе радоваться всему тому, чему он рад и вместе плакать и огорчаться тому, что его так печалит. Пусть даже это кажется Вам нелепицей и чепухой зато это важно для Вашего ребёнка. Необходимо пробуждать в нём своим сопереживанием его собственные жизненные интересы, светлые мечты, разделять с ним его эмоции и чувства, пытаться понять его особенности, ведь каждый человек уникален и неповторим. Именно такая, совместно проживаемая со своим ребёнком жизнь, избавит его от одиночества, а возникшее между вами доверие друг к другу сблизит вас навек. Подобные близкие отношения защищают от всех подростковых трудностей. Подростковый возраст не за горами, а родителям детей, с которыми они по-настоящему близки, можно не опасаться этого периода.
Ребёнок, который умеет делиться с близким человеком своими переживаниями
надёжно защищён от невроза и от одиночества в кругу сверстников. Родителю нужно интересоваться, если у его ребёнка окружение, с которым тот может общаться, часто бывает так, что родитель обеспокоен, отсутствием друзей у своего чада,  а дружить ему на самом деле не с кем.
Резюмируя, скажу следующее, самая жирная и мрачная грань одиночества ребёнка
ощущение у него ненужности и покинутости от того, что родители не понимают его внутреннего мира; отсюда страх быть отверженным другими детьми и избегание контактов с ними, страдание от того, что остался совсем один, потерянность и восприятие окружающего мира как угрожающего, а в дальнейшем недоверие людям и неумение строить с ними отношения ему СТРАШНО. Наибольший риск попасть в подобную ситуацию у детей, у которых несовместимый с их родителями темперамент, например, ребёнок-меланхолик, а его мама холерик или сангвиник, у тех детей, у которых слишком костные в своих ожиданиях от ребёнка родители они пытаются переделать ребёнка под себя, а также у детей, чьи родители слишком заняты собой (например, личной жизнью или карьерой) и полагают что, полностью обеспечив материально своего ребёнка, они решат все его проблемы. Это очень незрелое представление о родительстве.
Ещё одна тёмная грань детского одиночества
одиночество, возникшее по причине нежелательной беременности, ребёнок родился не вовремя. Даже завуалированные сожаления родителей о рождении такого дитя неизбежно будут отдалять ребёнка от своих родителей, возможно даже на бессознательном уровне.
Ребёнок может быть одиноким среди своих сверстников из-за недостатка навыков общения. Допустим, так сложилось, что у него не было возможности взаимодействовать с братьями и сёстрами или с другими детьми. Он чувствует, что ему
«не по себе» в новом для него круге, беспокойство с каждым разом нарастает, когда он оказывается среди детей. В данном случае показаны тренинги общения с психологом. На них ребёнок освоиться с другими детьми и научиться общаться, натренировав коммуникативные навыки, кстати, эти тренинги показаны и для тех детей, которые привыкли вести себя агрессивно в детских компаниях.
Ещё одна грань одиночества ребёнка
ребёнок, ставший изгоем среди других детей. Часто это происходит с теми детьми, которые не похожи на остальных,  так называемые «белые вороны», дети по тем или иным причинам, выделяющиеся из общей массы детей. Если ребёнок действительно сильно отличается от других, это вовсе не значит, что ему нельзя не с кем дружить. Здесь главное, чтобы он научился позитивно относиться к себе спокойно к своим достоинствам и недостаткам. Важно стремиться к тому, чтобы его самооценка не отличалась завышенностью или заниженностью, чтобы свою уникальность он не противопоставлял другим детям, а научился общаться, никого не обижая самомнением, и умел постоять за себя и друга, при необходимости. Ребёнок, который умеет постоять за себя, который избирателен в выборе друзей и не стремиться, чтобы каждый стал его другом, но ценит дружбу и умеет получать удовольствие от общения, умеет доверять и ему доверяют, ребёнок с адекватной самооценкой, в семье которого не критикуют остальных людей, например, мамину начальницу - никогда не будет изгоем среди сверстников.
Всему этому необходимо учиться, но это очень важно, так как именно в детстве закладываются основы взаимоотношений с людьми и умение строить близкие отношения на всю жизнь. С проблемами общения прекрасно помогают справиться занятия ребёнка с психологом. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Далее - коррекционные занятия, они очень доступны по цене и организации. Подробности на страничке "Услуги детского психолога".

Очень важно, чтобы каждый ребёнок осознавал свою уникальность и то, что он нужен и интересен не только своим родителям, но и другим людям, и психолог здесь - проводник в мир общения, понимания и принятия другими.
Детское одиночество многогранно. Лишь только одна его грань не причиняет вреда ребёнку, когда его одиночество
потребность и добровольный выбор из-за определённого склада характера. Остальные грани одиночества ребёнка грани разрушения его личности, отношений с окружающими, и в дальнейшем жизни. Задумайтесь, а не одинок ли Ваш ребёнок
11.10.2013
Храмченко Надежда


Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в
своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

КОММЕНТАРИИ

Комментариев нет

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ

Детский психолог работает с психически здоровыми детьми, испытывающих трудности в адаптации, эмоциональные, волевые, познавательные или поведенческие нарушения...

ПРО ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ

Страх - важнейший показатель психического благополучия ребёнка, насколько хорошо он развивается, и нет ли у него психической патологии...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ЛЕВШЕЙ ОЧНО ИЛИ ПО СКАЙПУ
Программа состоит из 8-10 занятий по 45-60 мин. Стоимость каждого занятия 600 руб. для ребёнка до 8 лет и 800 руб. старше 8 лет, включая выезд на дом. Стоимость скайп-тренинга  та же.
Программа индивидуального тренинга включает себя занятия на развитие внимания, эмоционально-волевой сферы и межполушарных связей,  коррекции самооценки, интуитивное рисование, усиление самоконтроля.
Бесплатный выезд на дом
Каждая 3-я телефонная консультация в подарок (при консультациях не реже 1 раз в неделю)
Подписаться на новости
Подписаться
Отписаться
 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика